« 1 2 ... 17 18 19 20 21 22 »
О ЖИЗНИ ЦАРЕЙ РАССКАЗ 1 Слыхал я, что как-то встарь велел казнить пленника некий царь. Несчастный пленник, находясь в отчаянном положении, стал государя поносить и бранить. Ведь, как говорят, кто руки свои в ожидании смерти умоет, тот все, что у него на сердце, откроет. В опасный час, коль некуда бежать, Невольно схватишься за рукоять.
*
У мужа, что в отчаянье пришел, Невольно удлиняется язык —
Так кошка, если ей спасенья нет, Бросается на грозную собаку. Государь спросил, что говорит пленный. Некий благородный вазир ответил: — О владыка, он говорит: «Тот, кто гнев укрощает, тот виновных прощает». Государь пожалел пленника и даровал ему жизнь Но другой вазир, прггивник первого, сказал: — Людям нашего звания в присутствии царя разрешается говорить только правду. На самом деле о
...
Читать дальше »
|
РАССКАЗ 20 Слышал я про некоего безрассудного вазира, что он имущество подданных разорял без всякой вины, стремясь к обогащению своей казны. Он не помнил слов древних мудрецов, говоривших: «Если кто-либо обижает господа всевышнего и всеславного, чтобы завоевать сердца каких-то людей, то бог всевышний этих людей на него натравит и от него лик земли избавит». И пламя не сожжет сухую руту так, Как вздохами сожжет насильника бедняк. Говорят, что среди животных лев — высшее, а осел — низшее; но осел, ношу таскающий, поистине лучше, чем лев, людей раздирающий. Пусть ум осла бывает невелик, Ему почет, коль к ноше он привык.
С поклажей вол иль ослик терпеливый Почетнее, чем человек бранчливый. Однако вернемся к рассказу о безрассудном вазире. В конце концов царь узнал о его злодеяниях, стал его допрашивать, и тот ум
...
Читать дальше »
|
О НРАВАХ ДЕРВИШЕЙ
РАССКАЗ 1 Один вельможа спросил у набожного человека: — Что ты скажешь о таком-то отшельнике? Иные говорят о нем, не поминая его добром. Набожный человек ответил: - Снаружи недостатков я в нем не наблюдаю, а что внутри сокрыто,— о том не гадаю. Коль видишь человека, дервиша по одежде, Считай — то настоящий дервиш перед тобой!
В его душе не надо столь тщательно копаться — Ведь мухтасиб не входит во внутренний покой.
РАССКА3 2 Видел я одного дервиша, который, припав к порогу Каабы, говорил: - О великодушный, о милосердный, твои отверсты вежды, ты сам знаешь, чего можно ожидать от меня, жестокосердого невежды. Молю тебя — прости плохое поклоненье, Ничтожны все дела моих неловких рук; Ослушник — тот в грехах приносит покаянье, И молит набожны
...
Читать дальше »
|
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ДОВОЛЬСТВА МАЛЫМ
РАССКАЗ 1 Какой-то нищий из Магриба на рынке торговцев тканями в Алеппо говорил: — О хозяева благ, если бы вы совестью обладали, а нам, нищим, небеса воздержанность дали, то перевелось бы на этом свете попрошайничество. Приди ко мне, воздержанность, молю, Твоим благим достоинствам конца нет.
Терпенья угол — доля мудрецов, Нетерпеливый мудрецом не станет.
РАССКАЗ 2 В Египте жили два сына эмира: один изучал науки, другой собирал богатства в свои руки. В конце концов первый из них стал выдающимся ученым своего века, а другой сделался царем Египта. Однажды богач, с презрением посмотрев на ученого, сказал: — Я достиг царства, а ты все еще прозябаешь в нищете! — О брат, — молвил тот, — все-таки мне больше надлежит возблагодарить господа — да будет славным его имя! — за его благодеяния, иб
...
Читать дальше »
|
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ МОЛЧАНИЯ
РАССКАЗ 1 Я сказал одному другу: — Я предпочитаю воздерживаться от разговоров по той причине, что, как правило, в речи может быть и хорошее и худое слово, а глаза врага ничего не подмечают, кроме дурного. — Тот враг и хорош, — отвечал он, — который не замечает хорошего! Враг доброго увидит человека — И заподозрит в злых делах его.
*
Всякая доблесть — порок самый скверный пред оком врагов, Так Саади — он как роза, но терний пред оком врагов...
*
На мир весь солнце светит дивно, Нетопырям оно — противно.
РАССКАЗ 2 Некий купец потерял тысячу динаров и сказал сыну: — Ни за что не говори об этом никому! — О отец, — воскликнул тот, — воля твоя, я ничего не скажу, но только я хотел бы, чтобы ты объявил мне, какая польза от того запирательства, к чему д
...
Читать дальше »
|
О ЛЮБВИ И МОЛОДОСТИ
РАССКАЗ 1 Хасана Мейманди спросили: — У султана Махмуда столько красивых рабов, и каждого из них любой чудом вселенной признать будет готов. Как же случилось, что ни к кому из них он не питает столько склонности и любви, сколько к Аязу, который, право же, не отличается особой красотой? — Что в сердце проникает, то и глаза привлекает! — отвечал Хасан. Когда сам падишах поклонник твой, То славен и поступок твой дурной.
А тот, кто будет обойден султаном, Не будет даже для родных желанным.
*
Когда в лицо Юсуфу ты враждебными глазами взглянешь, Увидишь — безобразен он, за дэва ты его сочтешь. Когда ж на дэва взглянешь ты влюбленным,ослепленным взглядом, Ты скажешь — это херувим, на пери, скажешь, он похож.
РАССКАЗ 2 Говорят, что у одного господина был раб редкой кра
...
Читать дальше »
|
О СТАРОСТИ И СЛАБОСТИ
РАССКАЗ 1 Однажды я вел диспут с несколькими учеными в соборной мечети Дамаска. В это время вошел какой-то юноша и спросил: — Есть ли среди вас кто-либо, кто знаком с персидским языком? Ему указали на меня. Я спросил: — Что случилось? — Один стопятидесятилетний старик, - ответил он, — находится на смертном одре и что-то говорит на персидском языке, а мы не понимаем. Если ты сделаешь милость и потрудишься посетить его, то получишь вознаграждение — быть может, он как раз говорит, что кому завещает! Когда я подоспел к изголовью старика, он говорил следующее: Я думал подышать хотя б одно мгновенье — Увы! Преграждена дыхания стезя!
На жизненном пиру хотел вкусить я пищи — Едва я съел кусок, мне говорят: «Нельзя!» Смысл этих слов я передал по-арабски сирийцам, и они удивлялись, как он долго прожил и том
...
Читать дальше »
|
О ВЛИЯНИИ ВОСПИТАНИЯ
РАССКАЗ 1 У некоего вазира был сын-тупица. Вазир послал его к ученому учиться и попросил: - Воспитай его — быть может, он поумнеет. Долгое время ученый обучал сына вазира, но не влияло на него воспитание. Послал ученый к его отцу человека сказать: «Не становится он умным, а меня с ума свел!» Коль восприимчив человек душою, То воспитанье след оставит в нем,
Когда ж дурна природа — на железо Мы полировкой блеск не наведем.
Хотя б купал ты пса в реке неделю — Всё ж будет он грязнее с каждым днем.
Когда осла Исы сведешь ты в Мекку, Из Мекки он вернется все ж ослом...
РАССКАЗ 2 Некий мудрец наставлял своих сыновей: — Любимые дети, учитесь какому-нибудь ремеслу, ибо не заслуживают доверия богатство и мирское добро; в этом мире легко могут исчезнуть золото и серебро: и
...
Читать дальше »
|
О ПРАВИЛАХ ОБЩЕНИЯ Мирские блага даны ради достижения в жизни покоя, а не жизнь для того, чтобы копить добро мирское. Умного человека спросили: — Кто счастлив, а кто несчастен? — Счастлив тот,— ответил он,— кто ел пищу и сеял зерно, а несчастен тот, кто умер и оставил неиспользованное имущество. Поверь мне, тот не человек, кто бесполезно прожил жизнь, Кто в жизни лишь добро копил, не пользуясь своим добром.
*
Моисей (мир ему!) наставлял Каруна: — Будь добр к другим, как добр к тебе бог! Не послушал его Карун-гордец, и ты слышал, каков был его конец!
Кто в жизни блага не творил ни золотом, ни серебром, Тот голову свою сложил за золото и серебро;
Коль хочешь наслаждаться ты и здесь и в будущем, в раю, Ты всем одно добро твори, как бог тебе творит добро.
• Арабы говорят: «Сове
...
Читать дальше »
|
Мушрифаддин Саади Гулистан (Розовый сад) Редактор С, Даронян Худож. редактор Т. Кудрявцев Технич. редактор М. Позднякова Корректоры М. Фридкина и Н. Манушина Сдано в набор 12/II 1957 г. Подписано к печати 8/1V 1957 г. Бумага 70x92",2—10,13 печ. л.-11.85 усл.-печ. л. 12,14 уч.-изд. л. Тираж 30 ООО. Заказ № 165. Цена 4 р. 50 к. Гослитиздат Москва, Б 66, Ново-Басманная, 19. 20-я типография Главполиграфпрома Министерства культуры СССР Москва, Ново-Алексеевская, 52.
|
|