06:17 Мушрифаддин СААДИ. ГУЛИСТАН (Розовый сад). Глава четвертая. |
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ МОЛЧАНИЯ РАССКАЗ 1 Я сказал одному другу: — Я предпочитаю воздерживаться от разговоров по той причине, что, как правило, в речи может быть и хорошее и худое слово, а глаза врага ничего не подмечают, кроме дурного. — Тот враг и хорош, — отвечал он, — который не замечает хорошего! Враг доброго увидит человека — И заподозрит в злых делах его. * Всякая доблесть — порок самый скверный пред оком врагов, Так Саади — он как роза, но терний пред оком врагов... * На мир весь солнце светит дивно, Нетопырям оно — противно. РАССКАЗ 2 Некий купец потерял тысячу динаров и сказал сыну: — Ни за что не говори об этом никому! — О отец, — воскликнул тот, — воля твоя, я ничего не скажу, но только я хотел бы, чтобы ты объявил мне, какая польза от того запирательства, к чему держать в тайне это обстоятельство? — Дабы не удвоилась беда и к потере денег не присоединилось злорадство людей. Врагам раскрывать свои беды негоже: Они закричат с ликованьем: «Дай боже!» РАССКАЗ 3 Некий мудрый юноша в занятиях высокими науками был весьма трудолюбив, но по природе был робок и стыдлив: сидя в обществе ученых, он смыкал уста, не решаясь вступить в беседу. Отец сказал ему однажды: — О сынок, ты тоже говори то, что знаешь! — Боюсь, — ответил он, — что спросят у меня о том, чего не знаю, и придется мне краснеть! Слыхал я: суфий некогда забил Себе в подметку несколько гвоздей, А полководец потащил его — Иди и мне коня подкуй скорей! * Покуда ты молчишь, не тронут Тебя ни юный, ни старик, А скажешь слово — доказательств Они запросят в тот же миг. РАССКАЗ 4 Некий достопочтенный ученый поспорил с одним еретиком — да падет божье проклятие на его отца! — но, не в силах одолеть еретика при помощи своих доказательств, бросил щит и удалился. Кто-то сказал ему: — У тебя такое образование и знаний великое множество, как же ты не мог переспорить какого-то безбожника, это ничтожество! — Знание мое, — ответил он, — коран, предание и слова шейхов. Но он не верит во все это, не хочет их слушать, так на что мне нужно было слушать его ересь! Когда к корану и к преданьям У спорщиков доверья нет, Им вовсе отвечать не нужно — Возможен лишь такой ответ. РАССКАЗ 5 Гален однажды увидел, что какой-то дурак, схватив какого-то ученого за ворот, поносит его так и сяк. Гален воскликнул: — Если бы это был действительно ученый, он не довел бы с неучем спора до такой крайности и такого позора! Не станут ссориться два мудреца. Когда мудрец оспаривал глупца? Невежда рот для грубости откроет — Мудрец его немедля успокоит. И волос чести дорог умным двум: Приличия сберечь стремится ум. Но два невежды, злых зверей свирепей, Натянут и порвут любые цепи. * Однажды обругал кого-то грубиян, Но тот сказал: «О ты, что славой осиян! Еще невелики, мой друг, твои упреки — Когда бы ты, как я, знал все мои пороки!» РАССКАЗ 6 Сахбан Ваил признан несравненным по красноречию, потому что он держал речь на одном собрании целый год, не повторяя одного и того же выражения два раза: если ему нужно было выразить ту же мысль, он употреблял другие слова. Вот свойство, необходимое для людей, приближенных к особе царей. Пусть ты сладкоречив, сердца людей пленял И все твои слова достойны лишь похвал — Но возвращаться к ним не нужно многократно — Ты пой хвалу лишь раз, а больше — неприятно. РАССКАЗ 7 Я слышал, что некий мудрец говорил: — Никто так не выказывает свое невежество, как тот, кто начинает говорить, когда другой еще речь ведет и еще не кончил ее! У речи есть всегда начало и конец, Во время речи речь не начинай, мудрец! Тот, в чьем владении есть мудрость, ум и знанье, Тогда лишь говорит, когда кругом молчанье. РАССКАЗ 8 Несколько слуг Махмуда спросили Хасана Мейманди: — Что сказал тебе султан сегодня о таком-то деле? — Оно, по-видимому, не является тайной и для вас! — ответил он. — То, что султан говорит тебе, — возразили они, — он никогда не соизволит сказать таким, как мы! Нельзя наперснику царя проговориться и случайно: Ведь может стоить головы раскрытая царева тайна. РАССКАЗ 9 Я однажды колебался, заключать ли мне сделку на покупку одного дома. Некий иудей сказал мне: — Я один из домовладельцев этого квартала. Если хочешь знать, насколько этот дом хорош, лучше меня знатока не найдешь. А я тебе скажу: покупай, этот дом не имеет никаких изъянов! — Кроме одного, что ты живешь по соседству! — ответил я. Дом на десять дирхемов дешевле, Если рядом соседи такие. Ты умрешь — и соседние здания Будут тысячи стоить большие. РАССКАЗ 10 Некий поэт отправился к главарю разбойников и прочел ему хвалебную оду. Главарь велел снять с него одежду и прогнать из деревни. Несчастный пошел по морозу, бос и гол. На него набросились собаки, он хотел поднять камень, чтобы их отогнать, но земля обледенела и он ничего не мог поделать. — Ну и мерзавцы! — воскликнул он. — Собак выпустили, а камни привязали! Главарь следил за ним из окна и, услыхав его слова, расхохотался. — О мудрец, — сказал он, — можешь просить у меня что хочешь. — Я прошу свою одежду, если ты хочешь одарить меня! - ответил он. — И тем уж я буду доволен, что уйду от твоих даров. От людей мы добра ожидаем всегда, Но тебя я прошу —хоть не делай вреда. Главарь разбойников сжалился над ним, возвратил ему одежду да еще прибавил шубу и несколько дирхемов. РАССКАЗ 11 Некий звездочет, вернувшись домой, увидел незнакомого мужчину, сидевшего с его женой. Звездочет стал ругаться и поносить незнакомца, завязалась драка, поднялся шум. Один умный человек, бывший свидетелем этого события, воскликнул: Откуда знать тебе движение светил, Когда не знаешь ты, кто дом твой посетил? РАССКАЗ 12 Некий проповедник, обладавший отвратительным голосом, полагал, что поет он дивно, и то и дело орал противно. Ты сказал бы, что у него в горле сидит ворон, предвещающий разлуку, или же решил бы, что слова корана: «Воистину самый противный из голосов — голос осла», — сказаны о нем. Едва лишь заржал проповедник Абульфаварис, Как стены Истахра от ужаса вдруг затряслись. Жители деревни, слушая его пение, бесконечные терпели мучения, но из-за его сана не решались роптать на него. Но вот однажды приехал навестить его один из проповедников той страны, питавший к нему тайную вражду, и обратился к нему: — Я видел сон о тебе, да будет он тебе во благо! — Что же ты видел? — спросил он. — Мне показалось во сне, — ответил приезжий, — что у тебя прекрасный голос и люди наслаждаются твоим пением! Проповедник погрузился на некоторое время в раздумье, а потом молвил: — Благословенный сон ты видел, ибо ты указал мне на мой недостаток. Теперь дошло до меня, что у меня противный голос и людям приходится терпеть мучения от громкого моего пения. Теперь я каюсь и отныне буду возглашать хутбу только потихоньку! Друзья считают благом и все мои изъяны, И доброе их мненье немало мне вредит. За доблесть принимают они мои пороки, И каждый скажет «роза», когда на шип глядит. Чтоб все свои ошибки мог ясно я увидеть, Нужны враги мне злые, утратившие стыд. РАССКАЗ 13 Некто добровольно призывал на молитву в мечети Санджария, но голос его звучал так ужасно, что верующие прониклись к нему ненавистью страстной. Владелец мечети, эмир, был человек справедливый и великодушный и не хотел обижать чтеца. Однажды эмир сказал ему: — О доблестный муж, при этой мечети есть старые муэдзины; каждому из них я плачу по пять динаров в месяц, но тебе я десять динаров вручить готов, если только ты уйдешь из этих краев! Чтец согласился на это условие и ушел из мечети. Через некоторое время он встретил эмира на дороге и сказал ему: — О повелитель, ты поступил со мной несправедливо, предложив мне уйти за десять динаров из той мечети; там, куда я пошел, мне предлагают двадцать динаров, чтобы я ушел в другое место, но я не соглашаюсь. Эмир покатился со смеху и, нахохотавшись вдоволь, сказал: — Ни в коем случае не бери, они согласятся и на пятьдесят. Противно для людских ушей, Когда тесло скребет гранит. Но хуже мерзкий голос твой, Ведь он в душе моей скрипит... РАССКАЗ 14 Один человек с противным голосом громко читал коран. Навестил его некий царь благочестивый и спросил его учтиво: — Сколько ты получаешь в месяц? — Я ничего не получаю, — ответил он. — Так зачем же ты себя так мучаешь? — продолжал собеседник. — Я читаю ради господа, — ответил он. — Ради господа больше не читай! — молвил тот. Когда читать коран иначе ты не можешь, Ислама славу ты сомнешь и уничтожишь. |
|
Всего комментариев: 0 | |