Добо пожаловать, Гость!
"Ճանաչել զ`իմաստութիուն և զ`խրատ, իմանալ զ`բանս հանճարոյ"
Մեսրոպ Մաշտոց, 362 - 440 մ.թ

"Познать мудрость и наставление, понять изречение разума"
Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, 362 - 440 г. от Рождества Христова.
Главная » 2016 » Май » 20 » Мушрифаддин СААДИ. ГУЛИСТАН (Розовый сад). Глава четвертая.
06:17
Мушрифаддин СААДИ. ГУЛИСТАН (Розовый сад). Глава четвертая.
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ МОЛЧАНИЯ

РАССКАЗ 1


Я сказал одному другу:
— Я предпочитаю воздерживаться от разговоров по той причине, что, как правило, в речи может быть и хорошее и худое слово, а глаза врага ничего не подмечают, кроме дурного.
— Тот враг и хорош, — отвечал он, — который не замечает хорошего!

Враг доброго увидит человека —
И заподозрит в злых делах его.

*

Всякая доблесть — порок самый скверный пред оком врагов,
Так Саади — он как роза, но терний пред оком врагов...

*

На мир весь солнце светит дивно,
Нетопырям оно — противно.

РАССКАЗ 2

Некий купец потерял тысячу динаров и сказал сыну:
— Ни за что не говори об этом никому!
— О отец, — воскликнул тот, — воля твоя, я ничего не скажу, но только я хотел бы, чтобы ты объявил мне, какая польза от того запирательства, к чему держать в тайне это обстоятельство?
— Дабы не удвоилась беда и к потере денег не присоединилось злорадство людей.

Врагам раскрывать свои беды негоже:
Они закричат с ликованьем: «Дай боже!»

РАССКАЗ 3


Некий мудрый юноша в занятиях высокими науками был весьма трудолюбив, но по природе был робок и стыдлив: сидя в обществе ученых, он смыкал уста, не решаясь вступить в беседу. Отец сказал ему однажды:
— О сынок, ты тоже говори то, что знаешь!
— Боюсь, — ответил он, — что спросят у меня о том, чего не знаю, и придется мне краснеть!

Слыхал я: суфий некогда забил
Себе в подметку несколько гвоздей,

А полководец потащил его —
Иди и мне коня подкуй скорей!

*

Покуда ты молчишь, не тронут
Тебя ни юный, ни старик,

А скажешь слово — доказательств
Они запросят в тот же миг.

РАССКАЗ 4

Некий достопочтенный ученый поспорил с одним еретиком — да падет божье проклятие на его отца! — но, не в силах одолеть еретика при помощи своих доказательств, бросил щит и удалился. Кто-то сказал ему:
— У тебя такое образование и знаний великое множество, как же ты не мог переспорить какого-то безбожника, это ничтожество!
— Знание мое, — ответил он, — коран, предание и слова шейхов. Но он не верит во все это, не хочет их слушать, так на что мне нужно было слушать его ересь!

Когда к корану и к преданьям
У спорщиков доверья нет,

Им вовсе отвечать не нужно —
Возможен лишь такой ответ.

РАССКАЗ 5


Гален однажды увидел, что какой-то дурак, схватив какого-то ученого за ворот, поносит его так и сяк. Гален воскликнул:
— Если бы это был действительно ученый, он не довел бы с неучем спора до такой крайности и такого позора!

Не станут ссориться два мудреца.
Когда мудрец оспаривал глупца?

Невежда рот для грубости откроет —
Мудрец его немедля успокоит.

И волос чести дорог умным двум:
Приличия сберечь стремится ум.

Но два невежды, злых зверей свирепей,
Натянут и порвут любые цепи.

*

Однажды обругал кого-то грубиян,
Но тот сказал: «О ты, что славой осиян!

Еще невелики, мой друг, твои упреки —
Когда бы ты, как я, знал все мои пороки!»

РАССКАЗ 6


Сахбан Ваил признан несравненным по красноречию, потому что он держал речь на одном собрании целый год, не повторяя одного и того же выражения два раза: если ему нужно было выразить ту же мысль, он употреблял другие слова. Вот свойство, необходимое для людей, приближенных к особе царей.

Пусть ты сладкоречив, сердца людей пленял
И все твои слова достойны лишь похвал —

Но возвращаться к ним не нужно многократно —
Ты пой хвалу лишь раз, а больше — неприятно.

РАССКАЗ 7


Я слышал, что некий мудрец говорил:
— Никто так не выказывает свое невежество, как тот, кто начинает говорить, когда другой еще речь ведет и еще не кончил ее!

У речи есть всегда начало и конец,
Во время речи речь не начинай, мудрец!

Тот, в чьем владении есть мудрость, ум и знанье,
Тогда лишь говорит, когда кругом молчанье.

РАССКАЗ 8


Несколько слуг Махмуда спросили Хасана Мейманди:
— Что сказал тебе султан сегодня о таком-то деле?
— Оно, по-видимому, не является тайной и для вас! — ответил он.
— То, что султан говорит тебе, — возразили они, — он никогда не соизволит сказать таким, как мы!

Нельзя наперснику царя проговориться и случайно:
Ведь может стоить головы раскрытая царева тайна.

РАССКАЗ 9


Я однажды колебался, заключать ли мне сделку на покупку одного дома. Некий иудей сказал мне:
— Я один из домовладельцев этого квартала. Если хочешь знать, насколько этот дом хорош, лучше меня знатока не найдешь. А я тебе скажу: покупай, этот дом не имеет никаких изъянов!
— Кроме одного, что ты живешь по соседству! — ответил я.

Дом на десять дирхемов дешевле,
Если рядом соседи такие.

Ты умрешь — и соседние здания
Будут тысячи стоить большие.

РАССКАЗ 10

Некий поэт отправился к главарю разбойников и прочел ему хвалебную оду. Главарь велел снять с него одежду и прогнать из деревни. Несчастный пошел по морозу, бос и гол. На него набросились собаки, он хотел поднять камень, чтобы их отогнать, но земля обледенела и он ничего не мог поделать.
— Ну и мерзавцы! — воскликнул он. — Собак выпустили, а камни привязали!
Главарь следил за ним из окна и, услыхав его слова, расхохотался.
— О мудрец, — сказал он, — можешь просить у меня что хочешь.
— Я прошу свою одежду, если ты хочешь одарить меня! - ответил он. — И тем уж я буду доволен, что уйду от твоих даров.

От людей мы добра ожидаем всегда,
Но тебя я прошу —хоть не делай вреда.


Главарь разбойников сжалился над ним, возвратил ему одежду да еще прибавил шубу и несколько дирхемов.

РАССКАЗ 11


Некий звездочет, вернувшись домой, увидел незнакомого мужчину, сидевшего с его женой. Звездочет стал ругаться и поносить незнакомца, завязалась драка, поднялся шум. Один умный человек, бывший свидетелем этого события, воскликнул:

Откуда знать тебе движение светил,
Когда не знаешь ты, кто дом твой посетил?

РАССКАЗ 12

Некий проповедник, обладавший отвратительным голосом, полагал, что поет он дивно, и то и дело орал противно. Ты сказал бы, что у него в горле сидит ворон, предвещающий разлуку, или же решил бы, что слова корана: «Воистину самый противный из голосов — голос осла», — сказаны о нем.

Едва лишь заржал проповедник Абульфаварис,
Как стены Истахра от ужаса вдруг затряслись.

Жители деревни, слушая его пение, бесконечные терпели мучения, но из-за его сана не решались роптать на него. Но вот однажды приехал навестить его один из проповедников той страны, питавший к нему тайную вражду, и обратился к нему:
— Я видел сон о тебе, да будет он тебе во благо!
— Что же ты видел? — спросил он.
— Мне показалось во сне, — ответил приезжий, — что у тебя прекрасный голос и люди наслаждаются твоим пением!
Проповедник погрузился на некоторое время в раздумье, а потом молвил:
— Благословенный сон ты видел, ибо ты указал мне на мой недостаток. Теперь дошло до меня, что у меня противный голос и людям приходится терпеть мучения от громкого моего пения. Теперь я каюсь и отныне буду возглашать хутбу только потихоньку!

Друзья считают благом и все мои изъяны,
И доброе их мненье немало мне вредит.

За доблесть принимают они мои пороки,
И каждый скажет «роза», когда на шип глядит.

Чтоб все свои ошибки мог ясно я увидеть,
Нужны враги мне злые, утратившие стыд.

РАССКАЗ 13


Некто добровольно призывал на молитву в мечети Санджария, но голос его звучал так ужасно, что верующие прониклись к нему ненавистью страстной. Владелец мечети, эмир, был человек справедливый и великодушный и не хотел обижать чтеца. Однажды эмир сказал ему:
— О доблестный муж, при этой мечети есть старые муэдзины; каждому из них я плачу по пять динаров в месяц, но тебе я десять динаров вручить готов, если только ты уйдешь из этих краев!
Чтец согласился на это условие и ушел из мечети. Через некоторое время он встретил эмира на дороге и сказал ему:
— О повелитель, ты поступил со мной несправедливо, предложив мне уйти за десять динаров из той мечети; там, куда я пошел, мне предлагают двадцать динаров, чтобы я ушел в другое место, но я не соглашаюсь.
Эмир покатился со смеху и, нахохотавшись вдоволь, сказал:
— Ни в коем случае не бери, они согласятся и на пятьдесят.

Противно для людских ушей,
Когда тесло скребет гранит.

Но хуже мерзкий голос твой,
Ведь он в душе моей скрипит...

РАССКАЗ 14


Один человек с противным голосом громко читал коран. Навестил его некий царь благочестивый и спросил его учтиво:
— Сколько ты получаешь в месяц?
— Я ничего не получаю, — ответил он.
— Так зачем же ты себя так мучаешь? — продолжал собеседник.
— Я читаю ради господа, — ответил он.
— Ради господа больше не читай! — молвил тот.

Когда читать коран иначе ты не можешь,
Ислама славу ты сомнешь и уничтожишь.
Категория: Здоровье Души - Мудрость | Просмотров: 1821 | Добавил: davidsarfx | Теги: ГУЛИСТАН, Бустан, Восток., стихи, Шираз, мудрость, лирика, Саади | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar