Добо пожаловать, Гость!
"Ճանաչել զ`իմաստութիուն և զ`խրատ, իմանալ զ`բանս հանճարոյ"
Մեսրոպ Մաշտոց, 362 - 440 մ.թ

"Познать мудрость и наставление, понять изречение разума"
Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, 362 - 440 г. от Рождества Христова.
Главная » 2016 » Май » 20 » Мушрифаддин СААДИ. ГУЛИСТАН (Розовый сад). Глава первая (Часть 2).
06:24
Мушрифаддин СААДИ. ГУЛИСТАН (Розовый сад). Глава первая (Часть 2).
РАССКАЗ 20

Слышал я про некоего безрассудного вазира, что он имущество подданных разорял без всякой вины, стремясь к обогащению своей казны. Он не помнил слов древних мудрецов, говоривших: «Если кто-либо обижает господа всевышнего и всеславного, чтобы завоевать сердца каких-то людей, то бог всевышний этих людей на него натравит и от него лик земли избавит».

И пламя не сожжет сухую руту так,
Как вздохами сожжет насильника бедняк.


Говорят, что среди животных лев — высшее, а осел — низшее; но осел, ношу таскающий, поистине лучше, чем лев, людей раздирающий.

Пусть ум осла бывает невелик,
Ему почет, коль к ноше он привык.

С поклажей вол иль ослик терпеливый
Почетнее, чем человек бранчливый.

Однако вернемся к рассказу о безрассудном вазире. В конце концов царь узнал о его злодеяниях, стал его допрашивать, и тот умер под пыткой.

К тебе султан не будет благосклонен,
Коль будешь ты жесток к его рабам;

Ты хочешь милосердия господня —
Будь милосерд к господним людям сам.


Говорят, что кто-то из обиженных тем вазиром людей посетил его могилу и, подумав о его печальной кончине, сказал:

Могуч ты саном и десницей крепок —
Но все же бойся грабить свой народ;

Огромнейшая кость пройдет сквозь горло,
Но, до пупа дойдя, пронзит живот.

*

Недолго проживет тиран-злодей,
Но вечен он в проклятиях людей.

РАССКАЗ 21

Рассказывают, что некий военачальник бросил камень в дервиша и попал ему в голову. Не имел возможности отомстить тот нищий и хранил этот камень у себя в жилище. Однажды разгневался на военачальника царь и бросил его в яму. Дервиш к яме подошел скорее и бросил тем самым камнем в голову злодея.
— Кто ты такой и почему ты бросил в меня камень? — закричал тот.
— Я — такой-то, а камень — тот самый, который ты бросил мне в голову тогда-то.
— Где же ты столько времени был? — промолвил тот.
— Меня пугал твой высокий сан,— ответил дервиш,— но теперь, когда я увидел, что тебя посадили в яму, я воспользовался удобным случаем.

Увидя, что счастлив достойный худшей доли,
Разумный промолчит, судьбы покорный воле;

Коль на твоих руках могучих нет когтей,
Со злыми не борись, страшись дурных людей.

Не трогай силача с десницею железной —
Руками что махать, коль это бесполезно?

Но если по рукам злодея свяжет рок —
Бей в голову его — не будешь одинок!

РАССКАЗ 22

Какой-то царь страдал болезнью ужасной, о которой предпочтительно не упоминать напрасно. Несколько греческих врачей решили, что от этой болезни нет иного лекарства, чем желчь человека, обладающего определенными качествами. Царь приказал такого человека разыскать. После долгих беспокойств нашли Дихканского сына, обладателя указанных свойств. Царь призвал к себе отца и мать того юноши, наградил их бесчисленными дарами, а судья вынес решение, что кровь одного из подданных пролить позволительно, если это будет для жизни падишаха спасительно. Вот уже палач приготовился отсечь юноше голову. Меж тем тот поднял голову к небу и улыбнулся. Царь спросил его:
— Что же рассмешило тебя, когда ты находишься в таком положении?
Юноша сказал:
— Родители должны заботиться о детях своих; к судье идут за разрешением тяжб любых; у государя ищут защиты от притеснителей злых. А теперь родители мои ради бренных мирских благ согласились, чтобы была пролита моя кровь, судья вынес приговор, чтобы меня казнили, а султан ищет в моей смерти исцеления. Я не вижу опоры ни у кого, кроме господа всевышнего и всеславного.

Обиженный тобой, к кому я прибегу?
Суд на тебя найти лишь у тебя могу!

От этих слов у султана сжалось сердце, из глаз потекли слезы, и он промолвил:
— Лучше я умру, чем пролью невинную кровь!
Он поцеловал юношу в голову и глаза, обнял его, бесчисленными благами наградил и от казни освободил. Говорят, что на той же неделе он исцелился.

Помню стих, что сказал мне у нильского брега в Египте
Раз погонщик слонов — в нем немалая мудрость видна:

«Хочешь знать, каково муравью под твоею пятою?
Точно так, как тебе, если ты под пятою слона!»

РАССКА3 23

Один из рабов Амра, ибн Лейса бежал. Люди Амра ибн Лейса по его следам пошли и назад его привели. Вазир Амра ибн Лейса питал к этому рабу тайную злобу и велел его казнить — якобы для того, чтобы другим рабам подобные проступки возбранить. Несчастный раб простерся на земле перед Амром и промолвил:

Коль ты одобрил,— не ропщу,
Каков бы ни был мой удел;
На что же сетовать рабу,
Когда владыка так велел?


Однако, так как я вскормлен милостями этого дома, я не желаю, чтобы в день Страшного суда тебя привлекли к ответу за мою кровь. Поэтому, если ты бесповоротно решил меня казнить, нельзя ли к моей казни решение шариата применить, чтобы в день Страшного суда не постигла тебя беда.
— Какое же решение шариата должен я применить?
— Разреши мне вазира твоего убить,— ответил раб,— и в качестве мести за убийство прикажи мою кровь пролить; тогда я буду убит по праву и согласно справедливому уставу.
Царь, рассмеявшись, спросил вазира:
— Что ты думаешь по этому поводу?
— О владыка,— ответил вазир,— ради покоя могилы твоего отца я прошу отпустить этого наглеца, чтобы он не вверг меня в беду. Тут виноват я сам — нужно было верить древним мудрецам; они говорили:

Коль ты не хочешь быть глупцом — не суйся с пращником в борьбу;
Неровен час — вдруг камнем он проломит голову твою;

Когда врага разишь стрелой — остерегайся, как бы враг
Тебя стрелою не пронзил в завязанном тобой бою..

РАССКАЗ 24


У царя Заузана был некий великодушный и благородный хаджа. Всем людям он услуги стремился оказывать обычно, а в их отсутствие отзывался о них отлично. Но какой-то поступок хаджи не понравился царю, и тот приказал имущество его отобрать и самого примерно покарать. Но сарханги царя за прежние его благодеяния хадже признательны были и долга благодарности не забыли — пока он сидел, в заключении мучась, они всячески облегчали его участь и не позволяли никому его обижать и тревожить.

С врагом дружить ты хочешь? Пусть он тебя хулит,
Но ты при нем любезно открой хвалы врата!

Устами только может хулитель говорить —
Не хочешь слушать горечь? Так медом смажь уста!

Часть обвинений царя ему удалось отвести, но из-за остальных приходилось ему еще сидеть в темнице. Один из соседних царей отправил хадже тайное послание, в котором писал:
«Цари твоей страны не поняли, сколь достоин такой вельможа, и тебя оскорбили, совесть свою не тревожа. И если твоя возвышенная душа — да ускорит твое освобождение бог — обратит свою благосклонность в нашу сторону, то мы проявим величайшее усердие, чтобы ублаготворить твою душу. Вельможи нашей страны жаждут тебя лицезреть и как можно скорее получить ответ на эти слова».
Получив это письмо, хаджа поразмыслил, что благоприятный ответ может навлечь на него много бед, и тут же на обороте написал несколько слов, какие полагал нужными, и отправил их. Об этом узнал один приближенный царя и сообщил царю:
— Такой-то, тобою в темницу заключенный, ведет переписку с царями других стран.
Царь вспылил и велел выяснить это дело. Гонца схватили, письмо прочитали. Хаджа в нем говорил:
«Благосклонность Вашего величества к нам превышает наши достоинства, и Ваш раб не имеэт возможности принять посланное Вами предложение, ибо мне издавна знакомы милости этого дома, и из-за малой перемены благосклонности я не могу изменить своему благодетелю.

Если кто всю жизнь был только благодетелем твоим,
Пусть тебя не раз обидит — все же ты не ссорься с ним».


Царю понравился благородный поступок хаджи, он одарил его почетным одеянием и другими дарами и попросил у него прощения, говоря:
— Я ошибся и безвинно обидел тебя!
— В этом случае твой раб,— ответил хаджа,— не видит, чтобы государь совершил какую-нибудь ошибку. Быть может, то была воля всевышнего владыки, пожелавшего в величии своем, чтобы неприятность случилась с твоим рабом. А тогда чего же лучше, как пострадать от твоей руки — ведь ты постоянно благодетельствовал рабу, оказывал ему милости своими руками — а ведь недаром говорится между мудрецами:

Когда с тобой беда — ты не вини людей,
Не в них начало благ, не в них исток скорбей.

От бога — спор с врагом и против друга злоба,
Велениям его они послушны оба.

Пусть лук метнул стрелу, но если ты мудрец,
То ты легко поймешь, что выстрелил стрелец.

РАССКАЗ 25

Один арабский царь велел служащим своего дивана:
— Удвойте такому-то жалованье, ибо он в делах дворца прилежен и в исполнении приказов не небрежен, в то время как другие слуги развлечениям и забавам предаются ретиво, а к исполнению своих обязанностей относятся нерадиво.
Некий благочестивый муж, услыхав об этом, воскликнул:
— Повышение степени рабов у престола бога всевышнего и всеславного очень похоже на действия этого царя.

Когда два раза царь в рабе усердье встретит,
Он в третий раз его улыбкою приветит.

Кто, преданный творцу, прильнет к его стопам,
Надежд исполненный, его покинет храм.

*

Кто служит воле бога, тот велик...
К непослушанью низменный привык.

И праведник, высоко чтущий бога,
Главу склоняет у его порога.

РАССКАЗ 26


Один жестокий человек, как говорит молва, по дешевке покупал у бедняков дрова; как и подобает злодеям, он с выгодой перепродавал их богатеям. Некий благочестивый муж, проходя мимо него, воскликнул:

Ты — что змея: кусаешь, как увидишь,
Иль то сова — любого ты обидишь.

Пусть на людей ты нагоняешь страх —
Ничтожен ты пред богом в небесах.

Не нужно над людьми творить насилья —
Проклятия людей имеют крылья!


Притеснитель, обидевшись на эти слова, нахмурился, но не обратил внимания на предостережение. И вот однажды ночью огонь из кухни перекинулся на дровяной амбар; все его имущество сгорело, и вместо теплой постели ему пришлось сидеть на горячем пепле.
Случайно тот же самый благочестивый муж опять проходил мимо его дома и услышал, как тот человек говорит своим друзьям:
— Не знаю, откуда залетел огонь в мой амбар!
Благочестивый муж воскликнул:
— Это огонь из дыма вздохов бедняков!

Побойся вздохов раненых сердец:
Ведь пламя мечет раненая грудь.

Коль можешь, ты не рань сердец чужих —
Ведь вздохи могут мир перевернуть...

На венце Кейхосрова было начертано:

«Много долгих лет и долгих жизней
Будет человек топтать наш прах;

Царство нам из рук чужих досталось —
Значит, быть ему в чужих руках!»

РАССКАЗ 27

Некто был в искусстве борьбы среди совершенных; знал триста шестьдесят приемов драгоценных и каждый день боролся по-другому. Как-то раз сердце борца склонилось к одному из учеников, обладавшему благородной внешностью, и он обучил его тремстам пятидесяти девяти приемам. Только последний прием он все никак не показывал и медлил. Юноша достиг совершенства по силе и ловкости, и с ним уже никто не мог тягаться из борцов того времени. Однажды он даже сказал царю той страны:
— Я только потому признаю превосходство учителя надо мной, что он старше меня и я обязан ему воспитанием. А вообще-то силой я ему не уступаю, а искусством я ему равен.
Царю эти слова грубыми показались, он велел, чтобы борцы перед ним состязались. Приготовили просторное поле, собрались его величества вельможи и столпы государства тоже, собрались и силачи той страны. Вышел юноша, подобный свирепому льву; он был настолько полон сил, что, если бы перед ним была железная гора, он бы ее свалил. Учитель понял, что юноша превосходит его силой. И вот он схватился с ним при помощи того редкого приема, который он держал про себя. Юноша не сумел отразить его, учитель поднял его над головой и грянул оземь. Люди подняли шум.
Царь повелел одарить учителя драгоценными одеждами и другими дарами, а юношу, наказав, пристыдил:
— Ты хвастался, что сможешь победить своего воспитателя, а ведь вот — не справился!
— О царь,— отвечал юноша,— он одержал надо мной победу не потому, что он сильнее меня, а потому, что в искусстве борьбы мне оставался неизвестным один прием, который он скрывал от меня. Вот этим приемом он и победил меня сегодня.
— Ради этого дня,— сказал учитель,— берег я этот прием, ибо мудрецы говорят: «Не давай чужому такой силы, чтобы он мог одолеть тебя, если станет враждовать с тобой». Разве ты не слыхал, как говорил человек, обиженный своим воспитанником:

Иль верности не знает вовсе мир,
Иль позабыл с сегодняшнего дня —

Но все, кого стрельбе я научил,
Потом мишенью сделали меня...

РАССКАЗ 28


Некий дервиш-отшельник постоянно сидел в своем укромном углу. Некий царь навестил его, но дервиш — поскольку уединение есть царство довольства, — не поднял даже головы и не выказал благосклонности к царю, а тот, в силу царского величия, возмутившись, воскликнул:
— Это племя одетых в рубища скотам подобно, оно ни достойно жить, ни разумно рассуждать не способно!
Вазир обратился к дервишу со словами:
— О доблестный муж, царь земли посетил тебя, что же ты его должным образом не поздравил, не выполнил вежливости правил?
— Скажи царю,— ответил дервиш,— чтобы он ждал угодничества от того, кто ждет от него милостей. И пусть он знает также, что цари существуют для того, чтобы охранять подданных, а не подданные для того, чтобы повиноваться царям!

Хранитель бедных — каждый государь,
Хотя на нем величия печать;

Нет, овцы не живут для пастухов —
Пастух живет, чтоб их оберегать.

*

Сегодня видишь ты: один — счастливец,
Другой страдает, бедный, в изнуренье.

Но подожди — и мозг самодовольный
Печальною добычей станет тленья,

И царь не будет от раба отличен,
Когда завет свершится провиденья.

Разрой могилу — в ней богач иль нищий?
Нет, ты не отличишь их, без сомненья,

Речь дервиша произвела на царя большое впечатление. Он молвил:
- Проси у меня все то, чего хочешь!
- Прошу тебя,— ответил дервиш,— не беспокоить меня в другой раз.
— Тогда дай мне какой-нибудь совет,— попросил царь.
Дервиш ответил:

О ты, владеющий богатствами беспечно!
Знай, от одних к другим богатство бродит вечно!

РАССКАЗ 29


Один вазир обратился к Зуннуну египетскому, прося у него благословения. Он говорил:
— Днем и ночью, неустанно занят я на службе у султана, на благодеяния его уповая и в страхе перед гневом его изнывая!
Зуннун, зарыдав, ответил:
— Если бы я боялся всеславного, всевышнего владыки так же, как ты боишься царя, предо мной открылась бы дорога в сонм приближенных бога!

Дервиш давно б поднялся в небеса,
Когда б его не трогал дольный мир;

Когда бы бога так же почитал,
Как шаха — был бы ангелом вазир.

РАССКАЗ 30


Некий царь приказал убить невинного человека.
Тот сказал ему:
— О царь, не ввергай себя в бедствие из-за той злобы, которую ты сейчас питаешь против моей ничтожной особы. Ведь казнь надо мной совершится в одно мгновенье, а грех вечно останется на тебе.

Вечное время, как ветер в пустыне, проходит,
Горечь проходит, потом чередой благостыня проходит:

Думал насильник, что гнет он над нами вершит —
Гнет над собой он свершил, для нас же он ныне проходит!

Это наставление показалось царю справедливым, и он не стал казнить того человека.

РАССКАЗ 31


Вазиры Ануширвана однажды рассуждали о важном государственном деле. Каждый из них высказывал свои соображения. Царь тоже несколько слов произнес, как он смотрит на этот вопрос. Бузурджмихр присоединился к мнению царя. Другие вазиры тайно спросили его:
— Какое же преимущество ты обнаружил в мнении царя перед соображениями стольких мудрецов?
— Исход дела,— молвил Бузурджмихр,— еще неизвестен, и мнение любого из нас, ведает бог, может или оправдаться, или оказаться ошибочным. Итак, лучше всего присоединиться к мнению царя, ибо если даже оно окажется неправильным, я все же избегну его упреков благодаря тому, что выразил свое согласие с ним.

Желаешь в собственной крови мыть руки?
Тогда перечь словам султана, друг!

Пусть днем он скажет: «Это ночь». Ответствуй:
«Да, вон луна и звездочки вокруг».

РАССКАЗ 32


Некий плут себе пряди на висках закрутил и о себе как о потомке Али всем возвестил. Он прибыл с караваном из Хиджаза в какой-то город, а заявил, что возвращается из паломничества. Потом он преподнес царю касыду, заверив, что он сам ее сочинил. Царь богато одарил его, осыпал его почестями и благодеяниями. Один из приближенных к особе падишаха, прибывший в том же году из морского путешествия, воскликнул:
— Да я видел его во время праздника жертвоприношения в Басре! Как же он стал паломником?
Другой молвил:
— Да ведь отец его малатийский христианин, как же он стал потомком Али!
А стихотворение его обнаружили в диване Анвари... Царь приказал избить плута и изгнать его за ложь. Тот сказал:
— О владыка земного лика! У меня осталось еще несколько слов, позволь мне сказать их. Если они не будут верны, то я достоин любого наказания, какое тебе будет угодно назначить!
— Что это за слова? — спросил царь.
Тот молвил:

Когда чужеземец тебе принесет простоквашу,
Две чашки воды в ней найдешь, молока только ложку.

Тебе я наврал, но обиду ты выкинь из сердца —
Кто мир повидал, разве станет он врать понемножку?


Царь рассмеялся и сказал:
— Во всей жизни своей ты, наверно, не говорил более справедливых слов.
Он приказал дать обманщику все, что тот пожелает, и плут ушел довольный.

РАССКАЗ 33


Один вазир был добр к подчиненным, он нередко за них радел, старался содействовать благому исходу их дел. И вот случилось так, что он предстал перед судом царя. Все придворные старались спасти его, приближенные царя помогали ему во время его опалы, а вельможи неустанно говорили о его добродетелях, так что царь простил ему вину. Некий благочестивый муж, узнав об этом, воскликнул:

Кто хочет покорить сердца друзей,
Пусть даже сад отцовский продает:

Чтоб доброй воли вскипятить котел,
Пусть дома тряпки старые сожжет.

И злому должен делать ты добро —
Ведь костью ты заткнешь собаке рот.

РАССКАЗ 34

Один из сыновей Гарун-ар-Рашида пришел к отцу озлобленный и заявил ему:
— Сын такого-то военачальника обругал меня!
Гарун спросил у столпов государства:
— Как, по-вашему, следует наказать такого человека?
Один предложил казнить его в тот же миг, другой - отрезать ему язык, а третий — отобрать у него имущество и изгнать.
Тогда Гарун сказал:
— О сынок, великодушно будет простить его, если ты не можешь простить, обругай его сам, но смотри, чтобы возмездие не превысило меру, ибо тогда ты окажешься виновен в насилии, а противник будет иметь право жаловаться на тебя.

Мы не того мужчиною зовем,
Кто яростью сравнится со слоном;

Кто в сильном гневе чепухи не мелет,
«Вот он мужчина», — говорим о нем.

*

Кого-то грубый обругал дурак,
Тот все стерпел и вымолвил: «Добряк!

Что б ни сказал ты, я гораздо хуже:
Ты знаешь только видное снаружи».

РАССКАЗ 35


Как-то раз я был с несколькими вельможами на корабле; неподалеку от нас перевернулась лодка. Два брата упали в пучину. Один из вельмож сказал матросу:
— Спаси этих братьев, я тебе дам по пятьдесят динаров за каждого!
Матрос бросился в воду и спас однгго из них, но другой утонул. Я воскликнул:
— Ему было не суждено жить, поэтому ты медлил его вытащить и поспешил к другому!
Матрос рассмеялся и сказал:
— То, что сказал ты, справедливо, но я сам одного спасал более ретиво. Как-то раз я отстал в пустыне от каравана, и пришлось бы мне худо, но он посадил меня на верблюда; а другой мне тоже знаком,— я в детстве от него получал удары бичом!
Молвил я:
— Истинно сказал господь: «Кто творит добро, тот творит его для себя, кто делает зло, тот причиняет его себе!»

Не нужно раны растравлять чужие —
Ведь твой неверен будущий удел.

Несчастным помоги дела уладить:
И у тебя найдется много дел.

РАССКАЗ 36


Жили два брата. Один служил у султана, а другой добывал хлеб трудом своих рук. Однажды сказал богатый бедному:
— Почему бы тебе не поступить тоже к султану, чтобы избавиться от непосильного труда?
Тот ответил:
— А почему бы тебе не начать трудиться неустанно, чтобы избавиться от унижения службы у султана?
Ведь и мудрецы говорят: «Есть свой хлеб и спокойно сидеть лучше, чем золотой пояс службы надеть!»

Ты лучше горячую известь мешай обнаженной рукой,
Но, руки скрестив пред эмиром, ему услужая, не стой.

*

Ты жизнь дорогую проводишь в заботе —
«Что летом мне есть, что надеть мне зимою?»

О глупое чрево! Хоть коркой питайся,
Но спину не гни перед властью земною...

РАССКАЗ 37


Кому-то довелось принесть Ануширвану Справедливому добрую весть:
— Я слышал, такого-то врага твоего прибрал господь всевышний и всеславный.
— А ты не слыхал,—спросил Ануширван,— оставит ли господь в живых меня?

Если враг скончался, не ликуй беспечно —
Ведь и сам ты тоже жить не будешь вечно.

РАССКАЗ 38


Несколько ученых в присутствии Хосрова сидели и рассуждали о каком-то важном деле. Но Бузурджмихр, самый великий из них, почему-то сидел молчалив и тих. Спросили его:
— Почему ты не участвуешь с нами в этом споре?
Молвил он:
— Ученые подобны врачам, а врач дает лекарство только больному. Я вижу, что ваше решение правильно, и после этого мне нет смысла говорить.

Коль без меня найдется правды нить,
То что же мне об этом говорить?

Когда идет слепой, а дальше яма,
То будет грех, коль я смолчу упрямо.

РАССКАЗ 39


Когда Египетское царство досталось Гарун-ар-Рашиду, он заявил:
— Назло нечестивцу царю, который, гордясь завоеванием этого царства, притязал на божественность, я Египет самому презренному рабу подарю.
Был у него негр по имени Хусейб; ему-το и подарил он Египетское царство. Говорят, что этот негр был до такой степени «разумен» и «понятлив»,
«проницателен» и «прозорлив», что однажды, когда к нему пришло несколько египетских землепашцев с жалобой на то, что они посеяли хлопок и вдруг в неурочное время пошли дожди и все погибло, он ответил:

— Нужно было сеять шерсть!

*

Когда бы людям хлеб давало знанье,
Невежда не достал бы пропитанья.

Но часто так невежда награжден,
Что и мудрец бывает поражен.

Удача, счастье — не вознагражденье
Учености: все в воле провиденья.

И в мире, знаем мы, бывает так:
Унижен умный, вознесен дурак.

Алхимик гибнет средь трудов, печален,
Дурак находит клад среди развалин.

РАССКАЗ 40

Одному из царей земли китайскую невольницу привезли; пьяный, он хотел овладеть ею. Невольница воспротивилась, царь разгневался и подарил ее одному негру, У которого верхняя губа с ноздрями смыкалась, а нижняя до самого воротника опускалась. Это была такая образина, что при виде ее испугался бы сам дьявол Сахр; из-под мышек негра пахло серой.

Не сравниться красотой с Юсуфом
Никому до Страшного суда,

И урод подобный не родится
На земле просторной никогда.

*

Он был настолько страшен и уродлив,
Что невозможно описать словами,

И так под мышкой у него воняло,
Как в знойный день мурдада в сточной яме.


Говорят, что страсть негра тогда была разожжена и душа его была похотью одолена. Возбудил он в невольнице страсть и снял с нее печать. Утром царь начал искать невольницу и не нашел. Ему рассказали о случившемся. Он приказал, полный ярости и жажды мести, негра и невольницу крепко связать вместе и сбросить с крыши дворца в глубокую яму. Один из добрых вазиров, нриникнув с мольбой лицеем к земле, молвил:
— Несчастный негр не виноват, ведь все рабы и слуги привыкли от царя ожидать наград!
Царь воскликнул:
— Что бы случилось, если бы он потерпел одну ночь и не овладел ею? Я одарил бы его больше, чем стоит невольница!
— О владыка,— ответил вазир,— разве ты не слыхал, что:

Кто, мучим жаждой, подойдет к источнику с водою чистой,
Не испугается слонов, ревущих грозно и свирепо.

Голодный еретик, зайдя в пустой, обильный пищей дом,
Ужели вспомнит рамазан? И думать-то о том нелепо.

Царю понравилась эта остроумная притча, и он сказал:
— Ладно, того негра я тебе подарю, но что же с невольницей делать царю?
— А невольницу подари негру,— ответил вазир,— ибо его объедок достоин только его самого!

Не нужно дружбою дарить того,
Кто ходит в недостойные места.

Лишь в страшной жажде к влаге ты прильнешь,
Что пили и зловонные уста.

РАССКАЗ 41


Спросили Искандера:
— Благодаря чему на твою долю пал такой счастливый удел, что ты всеми странами Запада и Востока овладел? У прежних царей было больше богатств и войск, чем у тебя, но такой победы никому из них не удавалось одержать.
Искандер ответил:
— Я не обижал подданных, а имена царей тех стран, которых престол мне при помощи всевышнего и всемогущего бога был дан, я поминал только добром,— видно, все дело в том.

Великим никогда не будет назван тот,
Кто доблестных мужей дурными назовет.

*

Все преходящее в мире ничтожно, пойми же:
Право вязать и решать, и богатство, и трон.

Доброе имя усопших чернить неуместно,
Коль одобрения хочешь грядущих времен...
Категория: Здоровье Души - Мудрость | Просмотров: 1727 | Добавил: davidsarfx | Теги: ГУЛИСТАН, Бустан, Восток., стихи, Шираз, мудрость, лирика, Саади | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar