Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) родился в 410 — 415 гг. в селении Хорен Таронского уезда, начальное образование получил в Армении, высшее — в Александрии. Дата его смерти неизвестна. Как ученый, Хоренаци считал, что, «руководствуясь мудростью, можно преодолеть многочисленные препятствия, неучение же есть страшное зло». Исходя из этого убежденная, он заявлял: «Просвещение — это все», и иллюстрировал свою мысль напоминанием о там, что если бы Александр Македонский не овладел знаниями Аристотеля, он никогда не сумел бы подчинить себе мир. Главная сила науки, по Хоренаци, состоит в том, что она дает нам возможность отличить истину от лжи, ориентироваться в жизни. Специально занявшись историей, он явился основателем армянской историографии. Хоренаци рассматривает историю как науку, которая сообщает нам точные сведения о формировании народа, о деятельности, развернутой его вождями или государственными и духовными деятелями. Из письма Сааку Багратуни заключаем, что он видит з
...
Читать дальше »
|
ГЛАВА III
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ V ВЕКА Агатангелос, Маштоц и Езник были мыслителями первой половины V в. Их ближайшим преемникам пришлось творить в иных условиях. Во второй половине того же дека положение в Армении значительно изменилось. В 451 г. в стране вспыхнула всенародная война против персидского царя Яздегерда II, приступившего к практической реализации своей чудовищной программы: лишения армии национальной независимости и ассимилирования их с персами путем насильственного распространения в Армении религии зороастризма. Заметные перемены наблюдались и в отношениях между классами. Классовая структура общества оставалась прежней, но в Восточной Армении увеличилось количество феодальных княжеств при одновременном их сокращении в Западной Армении. Кроме того, вместо прежних четырех церковных епархий в стране образовались пятнадцать епархий, было построено много новых монастырей и церквей, увеличилось соответ
...
Читать дальше »
|
Но что такое материя? Желая быть верным монизму, Езник отвечает: материя это то, что само по себе не может существовать, чье существование обусловлено чем-то другим, то есть богом. Материя — объект наших ощущений, она постоянно изменяется. Однако причина этих изменений лежит вне материи, сама же материя инертна и безлика, так как то, что уже оформлено, является субъектом и находится вне творения. Езник не замечает, что такая постановка вопроса приводит к новому противоречию. Действительно, если форма — результат творения, а все сотворенное обязательно имеет какую-либо форму, то как случилось, что бог, создавая материю, не предал ей никакой формы? Не следует ли из этого, что бесформенная материя никем не была создана, а является объектом творения для субъекта? Следующий признак материи, по Езнику, — ее сложность и многообразие. Проста только субстанция. Поскольку материя не субстанция, постольку она и сложна. Сложное — результат соединения простого. «Сложное состоит из простых те
...
Читать дальше »
|
ГЛАВА II
УЧЕНИЯ ПЕРВЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ХРИСТИАНСТВА В Армении процесс феодализации был завершен еще до провозглашения христианства государственной религией страны. Поэтому можно сказать, что победа новой религии явилась в области идеологии победой класса феодалов в борьбе за господство. Утвердившиеся в Армении феодальные отношения носили характер восточного типа. Царский дом был хозяином страны. Говоря о пределах компетенции царя Аршака, Лазарь Парпеци пишет: он «обладал самодержавной властью над всей страной армянской». Как «властитель земли армянской», царь мог распоряжаться земельным фондом по своему усмотрению. Однако это право являлось лишь правом государственного лица и осуществлялось в той мере, в какой царь выступал в качестве личности, воплощающей в себе верховную власть в стране, не имея в отношении этих земель права частной собственности. Поэтому наряду с государственным землевладением существовало также и феодальное,
...
Читать дальше »
|
Каковы же признаки живой материи? Она находится в постоянном движении, то есть имеет способность к оплодотворению и размножению, считают армянские эпикурейцы. Живая материя одушевленна, она не может быть вечной, «так как (бренное) тело, имеющее дыхание, длительно существовать не может, оно должно умереть». Конечно, здесь сказывалось влияние платонизма, но оно не характерно для античных материалистов. Важно то, что в изменении органической материи они не видели ничего сверхъестественного. Если идеалисты были готовы происходящие в организме изменения связать с какой-либо сверхъестественной силой, то материалисты, напротив, пытались выявить физиологические причины подобных явлений. Об этом свидетельствует следующее заявление Езника: «При истощении мозга человек сходит с ума, разговаривает со стенами, борется с ветрами. Поэтому врачи настаивают на том, что нет вовсе дэва (демона), входящего з человека, и что все (эти состояния) являются болезнями, которые мы можем вылечить, применив лекарс
...
Читать дальше »
|
ГЛАВА I
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ Письменные сведения об армянах— одном из древнейших народов мира, восходят к VII в. до н. э. Армения входила тогда в Мидийское государство и находилась на ступени развития «азиатского способа производства». Этническое единство армян только начало формироваться. К III в. до н. э. этот процесс в основном заканчивается. Спустя столетие возникает первое армянское независимое централизованное государство во главе с Арташесом I (189—460 гг.). То был первый шаг на пути политического объединения страны и народа. Тигран II, продолжая дедом начатое дело, сумел не только объединить все армянские земли, но и создал условия для значительного подъема экономического и культурного уровня страны. Родоначальник армянской историографии М. Хоренаци считает Тиграна одним из государственных деятелей, сумевших «медом и хлебом наполнить» страну. Государственно объединенная и ставшая на путь интенсивного
...
Читать дальше »
|
Г. Г. ГАБРИЭЛЬЯН ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФИЛОСОФИИ ИЗДАТЕЛЬСТВО «АЙАСТАН» ЕРЕВАН 1972 г. Предлагаемая работа представляет собой краткий очерк истории армянской философии от ее зарождения до наших дней; в ней, помимо анализа онтологических, гносеологических и логических учений армянских мыслителей, дается необходимое представление об их социологических взглядах. Автор рассматривает эту историю как историю борьбы материализма и идеализма, а, следовательно, как отражение классовой борьбы в области идеологии, и излагает ее на общем фоне истории армянского народа, развития его культуры. Основное внимание в книге уделено критическому анализу прогрессивной армянск
...
Читать дальше »
|
|