РАССКАЗ Пред старым другом о беде великой В слезах румийский говорит владыка: «Хозяйничает враг в моей стране... Одна осталась крепость эта мне! В законах правды воспитал я сына, Чтоб по себе оставить властелина. Но яростный напор враждебных сил Моей десницы локоть сокрушил. Беда над государством распростерлась... Душа моя от мук во прах истерлась. Дай мне совет: где силу мне собрать, Чтобы из царства выгнать вражью рать?» Мудрец ответил: «О душе подумай, Не предавайся горести угрюмой. Есть крепость у тебя. Когда умрешь, С собой ты эту крепость не возьмешь. Что мог, для государства сделал все ты... Пусть сын твой примет все твои заботы!» Мир целый взять и выпустить из рук — Напрасный этот труд не стоит мук. Не обольщайся жизнью быстротечной. К уходу
...
Читать дальше »
|
О благотворительности Суть обрети в сей жизни быстротечной: Покров истлеет, суть пребудет вечно. Кто высшим знанием не овладел, Тот в оболочке сути не имел. Когда добро и мир несем мы людям, То и в земле спокойно спать мы будем. Ты здесь о жизни будущей своей Заботься, не надейся на друзей; Дабы не испытать страданий многих, Не забывай о страждущих, убогих. Сокровища сегодня раздавай, Назавтра все смотри не потеряй!.. Возьми в далекий путь запас дорожный, Знай — состраданье близких ненадежно. Кто долю здесь для будущего взял. Тот счастья мяч перед собой погнал. Ничья молитва душу не утешит, И всяк своей рукою спину чешет. Все, что имеешь, — миру открывай И в землю, словно клад, не зарывай. Блажен, кто в стужу бедняка укроет, Грехи того творца рука пр
...
Читать дальше »
|
О любви, любовном опьянении и безумстве Прекрасны дни влюбленных, их стремленья К возлюбленной, блаженны их мученья. Прекрасно все в любви — несет ли нам Страдания она или бальзам. Влюбленный власть и царство ненавидит, Он в бедности свою опору видит. Он пьет страданий чистое вино; Молчит, хоть горьким кажется оно. Его дарят похмельем сладким слезы. Шипы — не стражи ли царицы Розы? Страданья ради истинной любви Блаженством, о влюбленный, назови! Вьюк легок опьяненному верблюду, Стремись, иди к единственному чуду! Не сбросит раб с себя любви аркан, Когда огнем любви он обуян. Живут в тиши печального забвенья Влюбленные — цари уединенья. Они одни сумеют повести Блуждающих по верному пути. Проходят люди, их не узнавая, Они, как в мире тьмы — вода живая.
...
Читать дальше »
|
О скромности
Господь из праха сотворил тебя, Раб, прахом стань, смиренье возлюбя!
Быть жадным, злым и гордецом не надо; Из праха ты — и быть огнем не надо.
Огонь надменно голову взносил, А прах ее смиренно опустил;
И стали по велению аллаха Див — из огня, а человек—из праха.(37) (37)Див — из огня, а человек — из праха.— По мусульманским верованиям, див — злой дух — сотворен из огня, а человек — из глины. * * * Упала дождевая капля вниз — Пред ней просторы моря разлились. «Где море есть, — промолвила стыдливо, — Там я ничто, и это справедливо». Но за свое смирение она Была ракушкой в лоне взращена.(38) И рок, к смиренной капле благосклонный, Из капли создал жемчуг для короны. Унизившись, достигла высоты, Богатой стала в жажде
...
Читать дальше »
|
О довольстве своим жребием
Сжигал я ночью масло речи ясной, Чтоб светоч мысли лил свой свет прекрасный.
Услышав это, человек пустой Меня почтил своею похвалой.
Но с похвалой смешал он злое слово — Вот так невольны стоны у больного:
«Ты вдохновлен и мыслями высок, — Но быть благочестивым дал зарок,
Зато с мечом и булавой не дружен, А сколько в этой области жемчужин!»(50)
Стихов моих дорога не тесна — Душа огнем боев не зажжена!
А то б извлек я меч-язык из ножен, И мой соперник был бы уничтожен.
Ну подходи, померимся с тобой — Врага швырну о камень головой! (50)Зато с мечом и булавой не дружен, А сколько в этой области жемчужин! — Саади хочет сказать, что он никогда не стремился воспевать ратные подвиги, хотя в этой области возможности большие.
|
О довольстве малым Тот господа не видит над собой, Кто недоволен данной им судьбой; Довольный небольшим живет всех слаше, Счастливей скряг, — богач он настоящий. Молчи, смирись, дурная голова, Под жерновом не вырастет трава! Не ублажай, коль ты разумен, тело. Не то убьешь себя, скажу я смело. Ведь мудрый доблесть пестует в себе, Кто холит тело, — с доблестью в борьбе. Стать человеком ты едва ли сможешь, Коль душу пса в себе не уничтожишь! Лишь жрать да спать — обычай всех зверей И тех, кто не умней их, из людей. Блажен счастливец, что в тиши укромной Колосья знаний собирает скромно. Кто истины божественной вкусил, Напрягши ум, летел к ней что есть сил. Кому и свет и мрак одно и то же, Для тех и див и гурия похожи. Ты в яме потому, что был упрям, Что
...
Читать дальше »
|
О воспитании Оружье и човган не манят нас: О добром нраве поведем рассказ. Тебе врага разить — немного чести, Раз враг твой — страсть — живет с тобою вместе. Лишь те, что страсти победить смогли, По мужеству Рустама превзошли. Себя ты палкой поучай сурово, Но не задень по голове другого! В краю души — добра и зла с лихвой! В нем ты султан, а ум — советник твой! Вельможи края — набожность, смиренье, В нем тати — страсти, что всегда в движенье... Но коль султан потворствует ворам — То мудрецам не будет жизни там! По жилам, непокорны высшей власти, Текут и зависть, и алчба, и страсти, — Но разума страстям не одолеть. Когда по ним его гуляет плеть! Тот властелин, что сброду потакает. Своей страною плохо управляет! Но хватит — всем понятно существо; Для д
...
Читать дальше »
|
О благодарности за благополучие О, как же я восславлю в вышних бога? Хвала ничтожна у его порога. На теле каждый волос — дар его, И волосок мой славит божество. Хвала его деснице достославной, Создавшей тварей силою державной. Его красу измерю ль до конца? В величье тонут качества творца! Когда тебя из праха созидал он, Рассудок, душу, ум и сердце дал он И от рожденья до скончанья дней Тебя взыскал он щедростью своей. Ты создан чистым — чистым оставайся И в прах запятнанным не возвращайся. Немедля каплю с зеркала сотри, Не то оно заржавеет, смотри! Ты был вначале капелькою влаги — Смиренным мужем будь, чтоб жить во благе! Чтоб хлеб добыть, ты силу приложи, Но силой мышц одной не дорожи! Иль, себялюбец, ты забыл о боге? Твои он руки двигает и ноги!
...
Читать дальше »
|
О покаянии и разумном образе действий Что спишь ты? Ведь тебе седьмой десяток. Пускаешь на ветер и дней остаток? Ты думал, пропитанье как добыть, — Как об отъезде мог ты позабыть? Мы в день суда на торжище прибудем, Там по заслугам воздадут всем людям. Получишь столько, сколько привезешь, Ни с чем прибудешь, стыд лишь обретешь! Чем оживленней будет шум базара, Тем хуже тем, кто вовсе без товара. Утратив из полсотни пять монет — И то заплачешь горестно, мой свет! А коль полвека быстрые промчались — Ты не губи пять дней, что все ж остались. Когда б бедняк почивший речь обрел, Тебя бы он предостерег от зол: «Пока язык есть у тебя послушный, Хвали творца, ты не мертвец бездушный. Я жизнь свою провел средь суеты, Остатком дней воспользуйся хоть ты!» РАССКАЗ
...
Читать дальше »
|
Молитвы и завершение книги Возденем руки к божьей благостыне, Пока еще мы не увязли в глине. Ты видишь: холод осенью дохнет — С деревьев листья начисто сорвет. Они в мольбе вздымают к богу руки — И бог даст зелень им, спасет от муки. Без милости останется ли тот, Кто руки ввысь с моленьем вознесет? Рок даст плоды им, оправдав надежду, Оденет их в нарядную одежду. Склонились все покорно перед ним, Мы к благостному тоже поспешим. Как ветви голые, возденем руки — Без листьев мы, мы злые терпим муки. Отринешь ли, творец, рабов мольбы, Хоть пред тобой виновны мы, рабы? Свершает грех твой раб, подобье праха, В надежде на прощение аллаха. Творец, наш хлеб насущный дал ты нам, — О, как привыкли мы к твоим дарам! Коль льется благости на нищих влага, — О, как
...
Читать дальше »
|
|