« 1 2 ... 16 17 18 19 20 21 22 »
653. НЕ ГОРЮЙ! Когда у одного украли деньги, люди его успокаивали: — Не горюй! В судный день, при воскрешении из мертвых, тебе вернут их из имущества того, кто у тебя их украл. — Конечно, вернут, в этом я не сомневаюсь, — ответил потерпевший, — но уж очень долго ждать, а пока я лишился всего, что имел. 654. КТО НАСТАВЛЯЕТ ВОРА Одному, у которого была совершена кража, люди говорили: — Уповай на бога и его святое евангелие — они тебе помогут найти вора. Тот им ответил: — Если бы вор прислушался к совету евангелия, он бы не только обокрал меня, но и погубил. Ведь наш господь бог сказал, что вор приходит не только воровать, но и убивать и губить. Сможет ли тот, который так наставляет вора, найти и разоблачить его? 655. НЕРАЗУМНАЯ ПРОСЬБА Когда грабители снимали с прохожего одежду, тот сказал им: — Оставьте на мне мою одежду,
...
Читать дальше »
|
667. ОТРЕЗАННАЯ БОРОДА Рассказывают об одном мудреце: он был так талантлив, что всю математическую науку изучил и усвоил за один год. Но впоследствии он все позабыл, и память его настолько ослабла, что однажды, решив слегка подстричь свою бороду, он отхватил ее целиком. Это произошло потому, что, взявшись рукой за бороду, он провел бритвой не ниже своей руки, как хотел, а выше ее. И пришлось ему целый год сидеть дома, дожидаться, пока отрастет борода. 668. НЕ УЙТИ ОТ НАКАЗАНИЯ Рассказывают, что однажды была найдена еврейская рукопись, в которой было написано, что, вскоре после того как пророк Исайя был казнен — распилен на части, — некий странник заночевал в одном доме. И сказал этот странник хозяину дома: — Не думай, что бог простит убийц пророка. Он отплатит им на том свете. Сказал ему хозяин дома: — Я был одним из тех, кто держал в руках пилу. И когда они так беседовали между с
...
Читать дальше »
|
678. МЯГКИЕ ВОЛОСЫ… Мягкие волосы — признак робости, жесткие волосы — признак силы. Вот пример. Известно, что у верблюда, у зайца и у ягненка мягкие волосы, а у льва и кабана — жесткие. То же можно сказать и о пернатых. Обилие растительности на животе свидетельствует о страстности натуры. Это установлено из наблюдений за птицами. 679. ПРИЗНАКИ РЕШИТЕЛЬНОСТИ Жесткие волосы, высокий рост, большой живот, широкие плечи, выдающийся затылок, мясистая грудь, узкие бедра, красноватые, сухие глаза, длинный и узкий лоб — признаки решительности, сильной воли, властности. Противоположные же признаки характеризуют безвольного и робкого человека. 680. ПРИЗНАКИ ДОБРОТЫ Расслабленные мышцы, средняя упитанность тела, склонность жестикулировать, мягкость кожи — все это признаки доброго, неиспорченного человека. 681. МЯСИСТЫЙ ЗАТЫЛОК… <
...
Читать дальше »
|
Возможно, что, вникая в содержание этих разнообразных историй, которые я собрал и расположил по порядку в этой книге, ты найдешь среди них какой-нибудь рассказ, недостаточно нравственный. Возможно, ты найдешь и такие истории, которые не могли произойти в монастыре и даже не могли быть там рассказаны. Вероятно, ты начнешь упрекать меня, выражая свое недовольство. Не делай этого! В храме мудрости все годится и ничто не отвергается из того, что изощряет ум, просвещает нравы, утешает и отвлекает мысли от горя и недугов. В большом хозяйстве в ходу не только серебряные и золотые сосуды, но даже сосуды, сделанные из тыквы. И так же, как истинно учение апостолов о том, что постоянно следует просветлять свое сердце и изощрять свой разум, верно и то, что нет здесь ни одного малозначительного или глупого рассказа, из которого нельзя было бы извлечь пользу, добравшись до его смысла.
|
Мушрифаддин СААДИ
ГУЛИСТАН
Розовый сад
Перевод с персидского Рустама Алиева
Перевод стихов Анатолия Старостина
Государственное издательство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКВА 1957
Под редакцией А. БЕРТЕЛЬСА и С. ШЕРВИНСКОГО
Подготовка текста, вступительная статья и примечания РУСТАМА АЛИЕВА
Оформление художника Н. Шишловского
|
«Г у л и с т а н» Саади. Во имя бога милостивого и милосердного. Причина написания этой книги. Глава первая. О жизни царей. Глава вторая. О нравах дервишей. Глава третья. О преимуществах довольства малым. Глава четвертая. О преимуществах молчания. Глава пятая. О любви и молодости. Глава шестая. О старости и слабости. Глава седьмая. О влиянии воспитания. Глава восьмая. О правилах общения. Примечания. Рустам Алиев.
|
Абдулькадир Гилянский — знаменитый мистик, суфийский шейх, проповедник, автор многочисленных трудов по суфизму, основатель дервишеского ордена Кадырия. Умер в 1166 году. Был учителем учителей Саади. Абульфарадж Ибнальджузи — учитель Саади в Багдаде. Абульфаварис — ироническое прозвище осла. Абубекр, сын Абинасра — советник, министр правителя Фарса Абубекра, сына Саада Занги. Абу-Хурейра — один из сподвижников Мухаммеда. «Абу-Хурейра» буквально обозначает «отец кошки». По преданию, у него была красивая кошка, с которой он не расставался. Агуш — типичное имя тюркского раба у мусульман. Азар — по Корану, отец пророка Авраама (Ибрахима), был скульптором и делал прекрасные идолы из мрамора, которым и поклонялся. Приведенные слова он говорит Аврааму (Коран, 19, 47), когда тот уговаривает его отказаться от идолопоклонничества. По преданию, Азар был приближенным легендарного тирана Немрода, который ввергнул в огненную печь пророка Авраама. За это он бы
...
Читать дальше »
|
«ГУЛИСТАН» СААДИ «Гулистан» («Розовый сад») — замечательное произведение персидского поэта Саади Ширазского, творения которого входят и в золотой фонд классической таджикской литературы, — по праву занимает одно из почетных мест в сокровищнице мировой культуры. На страницах этого произведения, важнейшего памятника литературы Ирана XIII века, нашли яркое отражение существенные стороны жизни общества того времени, быт народа, его чаяния, его борьба против иноземных завоевателей и местных феодалов. «Гулистан» представляет собой своеобразный сборник коротких рассказов и поэтических афоризмов, в которых проза, нередко рифмованная, переплетается со стихами. По общему характеру этих афоризмов и содержанию большинства рассказов книга в целом принадлежит к числу так называемых поучительных, дидактических произведений. О лучших дидактических произведениях прошлого великий русский критик В. Г. Белинский говорил: «•••они... выходят из живого и п
...
Читать дальше »
|
Хвала богу всеславному и всемогущему, покорность ему приближает нас к нему, а благодарность ему увеличивает его благодать, изливаемую на нас. Когда мы дышим, воздух, входя внутрь, продлевает жизнь, а выходя, обновляет наше естество. Итак, даже в каждом дыхании содержится двойная благодать, а за каждую благодать благодарность мы должны воздать. Но где же руки, где язык найти, Чтоб благодарность богу вознести?
«О семя Давидово! Воздавайте деяниями за милости. Но как мало благодарных среди рабов моих!»
Тот божий раб хорош, кто на коленях Порог лобзает божьего дворца,
Деяньями одними мы не можем Добиться благосклонности творца. Всех окропляет дождь его милости бессчетной; скатерть беспредельной щедрости он всюду расстилает охотно, он не срывает со своих рабов завесу чести за их смертные грехи, за недостойные поступки он не лишает их насущного хлеба.
|
Однажды ночью, о минувших годах размышляя и даром погубленную жизнь в памяти оживляя, камни дома сердца своего я подтачивал алмазами слез и твердил следующее стихотворение, показывавшее мое тогдашнее положение: Один лишь вздох уходит каждый миг. Но ты взгляни — остаток невелик! Ты, пятьдесят проживший лет! Быть может, Тебя пять дней оставшихся встревожат? Уйти, не сделав дела, — это стыд! Не взвален вьюк, хоть барабан гремит! Не нужно спать, о путник, слишком много — Ведь впереди неблизкая дорога! Пришедший в мир стал строить новый дом. Не кончив, был сменен другим жильцом. И у другого были те ж мечтанья, Но вот — никто никак не кончит зданья. Неверного ты другом не зови, Изменчивый достоин ли любви? Пусть умереть и злым и добрым надо. Верши добро — и в том твоя награда! Бери припас с собою, друг
...
Читать дальше »
|
|