Добо пожаловать, Гость!
"Ճանաչել զ`իմաստութիուն և զ`խրատ, իմանալ զ`բանս հանճարոյ"
Մեսրոպ Մաշտոց, 362 - 440 մ.թ

"Познать мудрость и наставление, понять изречение разума"
Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, 362 - 440 г. от Рождества Христова.
Главная » 2016 » Май » 24 » Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. 4.4. КАК ЖЕ МНЕ НЕ ПЛАКАТЬ...
07:35
Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. 4.4. КАК ЖЕ МНЕ НЕ ПЛАКАТЬ...
Плачет, бедненький... Не успел на свет появиться – плачет. Домой принесли – плачет. По любому поводу плачет. Несчастный, больной, слабенький, голодненький. Надобно срочно что-то предпринять! Что? Как? Надо ли вообще?

Учимся быть переводчиками.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что ребенок первых месяцев жизни имеет лишь один способ обратить на себя внимание. И сделать это он может только посредством плача. А мы – взрослые дяди и тети – интуитивно воспринимаем плач как явление однозначно отрицательное. И суетимся, стараясь помочь. В то же время не так уж все драматично. Очень часто ни о каких бедах и серьезных проблемах речь не идет в принципе, остается лишь научиться – научиться понимать своего ребенка и переводить с «плачевного» языка на человеческий.
Родительские инстинкты, наблюдательность и определенное время общения с ребенком – в большинстве случаев достаточные условия для того, чтобы любящие мамы-папы без всяких профессиональных переводчиков (т.е. докторов) научились угадывать желания, понимать проблемы и облегчать жизнь малыша.
Остается лишь надеяться на то, что небольшая теоретическая информация о возможных причинах плача позволит, во-первых, сократить вышеупомянутое «определенное время общения» с ребенком и, во-вторых, научит побыстрее понимать, угадывать и облегчать.

Причины и следствие.

Главное в понимании «теории плача» – осознание того факта, что плач всегда вторичен. То есть имеется некая причина или комплекс причин, следствием которых и является плач. Бороться именно с плачем – неразумно и нерационально. А вот устранять причины – и мудро, и эффективно. Сложность задачи понятна, ибо причин множество, а следствие на первый взгляд одно. Почему на первый взгляд? Да потому, что плач ведь тоже бывает разным – тихим, громким, монотонным, пронзительным (и еще десятка два эпитетов можно придумать), но это лишь усложняет задачу, ибо точных соответствий, т.е. определенная проблема – определенный плач, не существует.
Во всем многообразии причин плача можно тем не менее выделить три основные группы проблем:
1. Инстинкт.
2. Неудовлетворенные физиологические потребности.
3. Боль и дискомфорт.
До того как мы начнем подробно обсуждать указанные проблемы, следует еще раз подчеркнуть: ситуации, при которых причины плача очевидны и связаны с особенностями эмоционального общения, не являются предметом нашего разговора. Когда ребенок заплакал, увидев тетю в белом халате, когда устроил истерику в магазине по той причине, что не купили очередной автомобильчик, когда горькие рыдания сопровождают нежелание надеть очередную шапочку – так вот, все это тема другой статьи.

Инстинкт.

Человеческий детеныш от Природы в одиночку не жизнеспособен. И быть одному, не чувствовать рядом тело взрослого человека (кормильца и защитника) для него (детеныша) противоестественно. В такой ситуации Природа заложила в ребенка инстинкт – криком звать на помощь. Этот инстинкт – назовем его инстинктом страха – выражен у детей по-разному – у одних больше, у других меньше, отсюда и разница в интенсивности и продолжительности плача. Ребенок остался один – сработал инстинкт – начал кричать. Взяли на руки, инстинкт реализовался – замолчал. Уложили в кровать – плачет. Подхватили, покачали – и так до бесконечности... Точнее, не до бесконечности, а до биологического возраста, когда данный инстинкт угаснет естественным образом. Наступит это, скорее всего, после того как ребенок начнет ходить (ползать) и изучать мир самостоятельно. Что будет, если на руки не брать? Инстинкт, не находя реализации, начнет угасать. По крайней мере, не будет вырабатываться условный рефлекс: кричу – носят на руках, молчу – не обращают на меня внимания.
Отношение специалистов к описанному варианту плача и рекомендации – нередко диаметрально противоположны. Лозунг перинатальных психологов – «создать у ребенка ощущение того, что его любят, о нем заботятся». Создать любой ценой! Петь, носить и качать – пока папа и мама еще стоят на ногах. Педиатры, в большинстве своем, не столь категоричны, а описанный вариант любви и заботы обозначают термином «избалованность».

Таким образом, главной отличительной особенностью инстинктивного плача является его мгновенное прекращение после того, как ребенок оказывается на руках у взрослых. Отсюда и вывод напрашивается – если не успокоился, то надобно другие причины искать.
Существует очень популярный способ «нейтрализации» инстинктивного плача. Дело в том, что пребывание на руках у матери ассоциируется у ребенка с процессом кормления. То есть, опять-таки с точки зрения Природы, процесс сосания неотделим от успокоительного присутствия взрослых. И неудивительно, что родственники плачущих детей придумали эффективный метод борьбы с инстинктивным плачем, используя с незапамятных времен соски-пустышки.
Стоит заметить, что многие современные педиатры категорически против пустышек, особенно на этапе становления лактации и при любых проблемах с количеством материнского молока.
...

Неудовлетворенные физиологические потребности.

Самые частые причины плача – неудовлетворенные физиологические потребности. Организму человека любого возраста присущ определенный набор обязательных, физиологических (т.е. естественных) функций – еда, сон, питье, мочеиспускание, дефекация. Если потребность в реализации функции возникла – пришла пора поесть или поспать, а возможности утолить желание нет, - как же не заплакать в такой ситуации?!
Осуществить диагностику – выяснить, чему «пришла пора», - не так уж и сложно, хотя определенные трудности могут возникнуть. Поскольку физиологических потребностей мы упомянули всего пять, рассмотрим их по порядку.
Еда. Плач как проявление голода – явление очень частое, а для здорового ребенка желание поесть бывает нередко вообще единственной причиной плача.
Основы диагностики: сколько времени прошло от кормления и как поел в предыдущий раз, есть ли аппетит (определяется по интенсивности сосания). Главное – контакт с едой (грудь мамы, бутылка со смесью) приводит к успокоению дитя и прекращению плача.
Основные «диагностические» проблемы связаны с популярной ныне методикой «кормления по требованию». Очень часто родители не в состоянии понять, чего все-таки ребенок требует – пребывания на руках или еды. В результате инстинктивный плач (см. выше) рассматривается как проявление чувства голода. Следствие – постоянное, круглосуточное кормление.
Питье. Употребление жидкости, помимо маминого молока или молочной смеси, вовсе не является обязательным, а по мнению многих педиатров, - и не желательным. В то же время специфические условия воспитания или климатические факторы часто приводят к повышенным потерям жидкости. К упомянутым условиям и факторам относятся перегрев (погода, одежда, обогреватели), сухость воздуха, потливость.
Задумываться о том, не является ли жажда причиной плача, следует прежде всего в ситуациях, когда присутствуют упомянутые факторы, когда имеются признаки перегрева и дефицита жидкости (краснота кожи, потница, сухость языка, молочница во рту, редкое мочеиспускание, насыщенный цвет мочи, влажная кожа после прогулки).
Самое главное – понимание того факта, что способ «лечения» заключается не столько в том, чтобы дать дитю напиться, сколько в том, чтобы по возможности нормализовать образ жизни малыша.
Но! Следует понимать, что в ситуациях, когда есть признаки перегрева, а устранить «вредности» не получается, поить ребенка любого возраста все-таки надо. Ибо теоретическая нежелательность питья не идет ни в какое сравнение с реальной опасностью дефицита жидкости.
...
Сон. Парадоксально, но факт – самая частая причина, по которой ребенок не может заснуть – элементарное нежелание спать, то есть родители просто поторопились дитя укладывать. Лучший способ лечения – распеленать и дать спокойно подрыгаться и попищать. Есть и более реальные причины, но они почти всегда вторичны. То есть спокойному сну мешают первичные проблемы со здоровьем или с удовлетворением других потребностей – голод, жажда, боль, дискомфорт и т.д. возможно в то же время и влияние внешних факторов – очень шумно, очень жарко, очень светло.
...

Плач – не всегда плохо.

Нельзя рассматривать детский плач в качестве явления абсолютно нежелательного. С одной стороны, плач полезен хотя бы тем, что является для родителей поводом, информацией к размышлению. Заставляет анализировать поведение ребенка и свое собственное. Но, с другой стороны, есть польза и физиологическая. Плач – неплохой метод дыхательной гимнастики и тренировки легких. А еще – мало кому известный, но замечательный способ профилактики острых респираторных инфекций.
Последнее положение нуждается в пояснении. Дело в том, что при плаче, как всем известно, образуются слезы. Излишек слез «уходит» по так называемому носослезному протоку в полость носа (если уж быть совсем точным анатомически – носослезный проток впадает в нижний носовой ход). Поэтому все (и взрослые и дети) при плаче шмыгают носами. Таким образом, плачущий ребенок постоянно промывает носовые ходы слезами. А в слезной жидкости в очень большой концентрации находится белок лизоцим – мощный фактор неспецифической противомикробной защиты.
Не в этом ли кроется объяснение того факта, что особо любимые дети болеют чаще, ибо толпа чадолюбивых родственников не дает им поплакать даже эпизодически, демонстрируя повышенную самоотверженность посредством круглосуточного укачивания?
...
Категория: Здоровье Новорожденного | Просмотров: 1777 | Добавил: davidsarfx | Теги: Евгений, Дедушка, папа, закаливание, Питание, мама, ребенок, Новорожденный, бабушка, здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar