« 1 2 ... 14 15 16 17 18 ... 21 22 »
Редактор А. Старостин. Оформление художника В. Носкова. Худож. редактор Г. Кудрявцев. Техн. редактор Г. Архангельская. Корректор Л. Петрова.
Сдано в набор 16/VII 1955 г. Подписано к печати 13/VIII 1955 г. А-02973. Бумага 70X921/32. Тираж 25OOO экз. Заказ № 263 Цена 1 р. 70 к.
Гослитиздат Москва, Ново-Басманная, 19.
Министерство культуры СССР. Главное управление полиграфической промышленности. 2-я типография «Печатный Двор» им. А. М. Горького. Ленинград, Гатчинская, 26.
|
Перевод с сирийского А. Белова и Л. Вильскера Абуль Фарадж Бар-Эбрей — один из самых выдающихся представителей сирийской средневековой литературы, ее общепризнанный классик. Богатое литературное наследие Абуль-Фараджа до сих пор привлекает к себе внимание востоковедов. Лучшие его сочинения переведены на европейские языки, а также на языки народов Востока. В ту эпоху, когда жил и творил Абуль-Фарадж, в страны Ближнего и Среднего Востока вторглись монгольские кочевники, возглавляемые ханом Хулагу. Они захватили всю Переднюю Азию и присоединили ее к монгольской державе. Монгольское владычество наложило отпечаток на все стороны жизни тогдашнего общества. На смену старым, давно сложившимся экономическим и политическим связям и отношениям пришли новые. Тысячи людей снимались с насиженных мест, где жили их отцы, деды и прадеды, и отправлялись в другие страны в поисках убежища и куска хлеба. В это тревожное время и начал Абуль-
...
Читать дальше »
|
«Книга занимательных историй» сирийского писателя Григория Иоанна Абуль-Фараджа Бар-Эбрея (1226–1286) является образцом средневековой занимательной и поучительной прозы. Автор сборника — прославленный врач, историк и облеченный высоким духовным званием клирик — был плодовитым писателем-энциклопедистом. Из-под его калама (тростниковой палочки, заменявшей на Востоке перо) вышли сочинения по натурфилософии и медицине, по философии и богословию, по грамматике, истории и хронографии. Его энциклопедизм — типичное явление для средневековой учености латинского Запада и греческого Востока. Оно характерно также для сирийских, арабских и персидских авторов эпохи феодализма. На Ближнем Востоке Абуль-Фарадж был известным человеком. Он пользовался значительным влиянием среди различных этнических групп и религиозных направлений. Его одинаково хорошо принимали при дворе монгольских владык и армянских царей, он ладил с несторианами и мусульманами. Его смерть в Мараге опечалила широкие сло
...
Читать дальше »
|
1. ПРИЧИНА ХОРОШЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ДУХА Сократа спросил один из его учеников: — Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоем челе признаков печали? Ты всегда в хорошем на строении. Сократ ответил: — Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы его утратил. 2. НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА У Диогена спросили: — Что ты будешь делать, если сломается бочка, в которой ты живешь? Он ответил: — Меня это не тревожит. Ведь место, которое я занимаю, не может сломаться. 3. КРИВОЕ ЗЕРКАЛО Одна женщина сказала Сократу: — О, как уродливо лицо твое, Сократ! На это он ей ответил: — Твои слова огорчили бы меня, если бы ты отражала все предметы, как чистое зеркало. Но ты безобразна, а кривое зеркало все искажает. 4. СОКРАТ И ЖЕНЩИНА Увидев женщину, п
...
Читать дальше »
|
68. КТО В КОМ БОЛЬШЕ НУЖДАЕТСЯ Кир написал мудрецу Хурмузду: «Если бы правители знали, как они нуждаются в мудрых советниках, а мудрецы понимали, насколько они не зависят от правителей, то не было бы ничего удивительного в том, что правители постоянно обивали бы пороги мудрецов». Дело в том, что правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях. 69. ПОБЕДА И «ПОБЕДА» Бузурджмихр сказал: — Лучше временно унизиться, чтобы в конце концов победить, чем победить таким образом, что в конечном счете эта победа привела бы к постоянному унижению. Был же такой случай, когда некто вначале унизился, а затем, как тиран, властвовал над нами. 70. НЕОЦЕНИМОЕ БОГАТСТВО Его же спросили: — Каким неоценимым богатством люди пренебрегают? Он ответил: — Скромностью.
|
108. УТЕШЕНИЕ Говорят, что когда у индийцев умирает человек, его друзья вооружаются, подходят к дому покойника и обращаются к его родным с такими словами: — Покажите нам, кто умертвил близкого вам чело века, мы убьем его. Им отвечают: — Его убийца незрим, победить его нельзя. Тогда пришедшие говорят: — Не стоит вам так сильно горевать, если власть его настолько велика, что никто из нас не в силах с ним бороться. Так они утешают скорбящих. 109. НЕИЗЛЕЧИМОЕ РАНЕНИЕ Один мудрец сказал: — Рана от копья быстро заживает, но ранение, причиненное словом, неизлечимо. 110. О СТРАСТЯХ Один мудрец сказал: — Земные страсти подобны морской воде. Чем больше ее пьешь, тем сильнее испытываешь жажду. 111. КОМУ НЕТ ПОЛЬЗЫ ОТ УЧЕНИЯ Один мудрец сказал: — Учение придает еще бо
...
Читать дальше »
|
125. ВОЗДЕРЖАННОСТЬ И РАСПУЩЕННОСТЬ Один мудрец сказал: — Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и в словах. 127. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ГОЛОДОВКА Одного очень богатого человека спросили: — Почему ты недоедаешь? Ведь у тебя всего вдоволь! — Для того чтобы помнить о тех, кто голодает потому, что нуждается, — ответил он. 128. О ТЮРЬМЕ Некто начертал на дверях тюрьмы: «Вот дом печали, где люди похоронены заживо. Здесь испытывается истинная дружба и познается мера ненависти врагов». 129. О СЛАБОМ ВРАГЕ И СИЛЬНОМ ДРУГЕ Мудрец сказал: — Слабого врага рассматривай как сильного. Не спускай с него глаз и остерегайся его. Сильного друга рассматривай как слабого. Помни, что всецело положившись на его поддержку, ты можешь оказаться битым врагом, равным тебе по силе.
...
Читать дальше »
|
174. ТОРЖЕСТВУЕТ ДОБРОДЕТЕЛЬ Один из отцов говаривал: — Юные отшельники в начале своей деятельности совершают хорошие поступки только ради пустой славы. Но с течением времени добродетель незаметно берет верх и побуждает их трудиться ради славы божественной. 175. ЧТОБЫ СБИТЬ СПЕСЬ… Другой сказал: — Когда бог — слава его милости! — увидел, что отцы церкви очень уж возгордились, он направил их к маленьким людям, которые были вполне добродетельны благодаря своему труду. Он послал к ним этих гордецов, дабы немного сбить с них спесь. Антония он послал к сапожнику, Макара — к двум простым женщинам, Пафнутия — к музыканту, а двух других отшельников — к пастуху. 176. ЖИЗНЕННЫЙ ИДЕАЛ Честному человеку, который вел светский образ жизни, бог сказал: — Беги от людей, и тогда ты будешь жить по-настоящему. Он намекал, что ему следует уйти в пустыню.
...
Читать дальше »
|
212. ЗЛОСЧАСТНАЯ СУДЬБА — Кто глава вашего племени? — спросили одного почтенного человека. — Злосчастная судьба внушила моим соплеменникам мысль сделать меня своим главою, — ответил он. 213. МОЛЬ Один мудрец сказал: — Членов семьи можно уподобить моли, пожирающей имущество человека. 214. ТАК СОБЛЮДАЕТСЯ РАВНОВЕСИЕ — Почему в твоих владениях всегда царит спокойствие? — спросили одного правителя. Он ответил: — В то время, когда я витаю в облаках, мои помощники находятся на земле, а когда они витают в облаках, я нахожусь на земле. Когда я гневаюсь, они меня успокаивают, а когда они сердятся, я их умиротворяю. 215. ПРЕДЕЛ МУДРОСТИ Спросили одного из мудрецов: — До какой степени ты развил свой ум? — До такой степени, что я теперь никому не верю и ни на кого не надеюсь, — ответил му
...
Читать дальше »
|
252. НЕ СТЕСНЯЙСЯ СПРАШИВАТЬ Один ученый сказал: — В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем неясным вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными. 253. ОТКРОВЕННОСТЬ — ВСЕГО ЛУЧШЕ Некто рассказал про своего учителя, что однажды тому было задано более пятидесяти вопросов, на которые он без малейшего смущения отказался ответить, ссылаясь на незнание. «Не знаю», — говорил он, даже когда знал, но в чем-то сомневался. У него было обыкновение отвечать только на те вопросы, в которых он безукоризненно разбирался. 254. НЕМНОГО, НО ОСНОВАТЕЛЬНО Один ученый говорил: — Я знаю немного, но то, что знаю, — знаю в совершенстве.
|
|