Детские недуги.Что такое гипотиреоз и чем он опасен? Здоровье. 09.04.2016.
|
Детские недуги.Что такое гипотиреоз и чем он опасен? Здоровье. 09.04.2016.
|
Обязательные прививки перед беременностью. Здоровье. 20.05.2016. Как избежать заражения ребенка. Инфекционист о диагностике беременных. 20.05.2016.
|
Ветрянка у ребенка; чем опасна и как ее лечить. Здоровье. 28.03.2016.
|
Питание. Порядок потребления пищевых продуктов в течение дня. Здоровое питание. 23.05.2016.
|
МАКАМЫ. Арабские средневековые плутовские новеллы. Аль-Харири Абу Мухаммед аль-Касим. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА», 1987 г. 29.05.2016.
Методика оздоровления и очищения организма. Здоровье - Для Всех. 23.05.2016.
|
Комаровский Е.О, «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. Что делать обязательно и чего не делать никогда: советы и рекомендации врача-педиатра». 24.05.2016.
|
СААДИ (Мушрифаддин СААДИ). Бустан (Плодовый сад), Лирика. Мудрость - Здоровье Души. 19.05.2016. СААДИ (Мушрифаддин СААДИ). "ГУЛИСТАН (Розовый сад)". Мудрость - Здоровье Души. 20.05.2016. Саруханян Давид Сергеевич. "Методика оздоровления и очищения организма". Здоровье - Для Всех. 23.05.2016. Саруханян Давид Сергеевич. Порядок потребления пищевых продуктов в течение дня. Здоровое питание. 23.05.2016.
|
Абуль-Фарадж Бар-Эбрей (Григорий Иоанн Абуль-Фарадж Бар-Эбрей). "Книга занимательных историй". 25.05.2016. Аль-Харири Абу Мухаммед аль-Касим. МАКАМЫ. Арабские средневековые плутовские новеллы. 29.05.2016.
|
Перевод с сирийского А. Белова и Л. Вильскера Абуль Фарадж Бар-Эбрей — один из самых выдающихся представителей сирийской средневековой литературы, ее общепризнанный классик. Богатое литературное наследие Абуль-Фараджа до сих пор привлекает к себе внимание востоковедов. Лучшие его сочинения переведены на европейские языки, а также на языки народов Востока. В ту эпоху, когда жил и творил Абуль-Фарадж, в страны Ближнего и Среднего Востока вторглись монгольские кочевники, возглавляемые ханом Хулагу. Они захватили всю Переднюю Азию и присоединили ее к монгольской державе. Монгольское владычество наложило отпечаток на все стороны жизни тогдашнего общества. На смену старым, давно сложившимся экономическим и политическим связям и отношениям пришли новые. Тысячи людей снимались с насиженных мест, где жили их отцы, деды и прадеды, и отправлялись в другие страны в поисках убежища и куска хлеба. В это тревожное время и начал Абуль-
...
Читать дальше »
|
«Книга занимательных историй» сирийского писателя Григория Иоанна Абуль-Фараджа Бар-Эбрея (1226–1286) является образцом средневековой занимательной и поучительной прозы. Автор сборника — прославленный врач, историк и облеченный высоким духовным званием клирик — был плодовитым писателем-энциклопедистом. Из-под его калама (тростниковой палочки, заменявшей на Востоке перо) вышли сочинения по натурфилософии и медицине, по философии и богословию, по грамматике, истории и хронографии. Его энциклопедизм — типичное явление для средневековой учености латинского Запада и греческого Востока. Оно характерно также для сирийских, арабских и персидских авторов эпохи феодализма. На Ближнем Востоке Абуль-Фарадж был известным человеком. Он пользовался значительным влиянием среди различных этнических групп и религиозных направлений. Его одинаково хорошо принимали при дворе монгольских владык и армянских царей, он ладил с несторианами и мусульманами. Его смерть в Мараге опечалила широкие сло
...
Читать дальше »
|
1. ПРИЧИНА ХОРОШЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ДУХА Сократа спросил один из его учеников: — Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоем челе признаков печали? Ты всегда в хорошем на строении. Сократ ответил: — Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы его утратил. 2. НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА У Диогена спросили: — Что ты будешь делать, если сломается бочка, в которой ты живешь? Он ответил: — Меня это не тревожит. Ведь место, которое я занимаю, не может сломаться. 3. КРИВОЕ ЗЕРКАЛО Одна женщина сказала Сократу: — О, как уродливо лицо твое, Сократ! На это он ей ответил: — Твои слова огорчили бы меня, если бы ты отражала все предметы, как чистое зеркало. Но ты безобразна, а кривое зеркало все искажает. 4. СОКРАТ И ЖЕНЩИНА Увидев женщину, п
...
Читать дальше »
|
68. КТО В КОМ БОЛЬШЕ НУЖДАЕТСЯ Кир написал мудрецу Хурмузду: «Если бы правители знали, как они нуждаются в мудрых советниках, а мудрецы понимали, насколько они не зависят от правителей, то не было бы ничего удивительного в том, что правители постоянно обивали бы пороги мудрецов». Дело в том, что правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях. 69. ПОБЕДА И «ПОБЕДА» Бузурджмихр сказал: — Лучше временно унизиться, чтобы в конце концов победить, чем победить таким образом, что в конечном счете эта победа привела бы к постоянному унижению. Был же такой случай, когда некто вначале унизился, а затем, как тиран, властвовал над нами. 70. НЕОЦЕНИМОЕ БОГАТСТВО Его же спросили: — Каким неоценимым богатством люди пренебрегают? Он ответил: — Скромностью.
|
108. УТЕШЕНИЕ Говорят, что когда у индийцев умирает человек, его друзья вооружаются, подходят к дому покойника и обращаются к его родным с такими словами: — Покажите нам, кто умертвил близкого вам чело века, мы убьем его. Им отвечают: — Его убийца незрим, победить его нельзя. Тогда пришедшие говорят: — Не стоит вам так сильно горевать, если власть его настолько велика, что никто из нас не в силах с ним бороться. Так они утешают скорбящих. 109. НЕИЗЛЕЧИМОЕ РАНЕНИЕ Один мудрец сказал: — Рана от копья быстро заживает, но ранение, причиненное словом, неизлечимо. 110. О СТРАСТЯХ Один мудрец сказал: — Земные страсти подобны морской воде. Чем больше ее пьешь, тем сильнее испытываешь жажду. 111. КОМУ НЕТ ПОЛЬЗЫ ОТ УЧЕНИЯ Один мудрец сказал: — Учение придает еще бо
...
Читать дальше »
|
125. ВОЗДЕРЖАННОСТЬ И РАСПУЩЕННОСТЬ Один мудрец сказал: — Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и в словах. 127. СИМВОЛИЧЕСКАЯ ГОЛОДОВКА Одного очень богатого человека спросили: — Почему ты недоедаешь? Ведь у тебя всего вдоволь! — Для того чтобы помнить о тех, кто голодает потому, что нуждается, — ответил он. 128. О ТЮРЬМЕ Некто начертал на дверях тюрьмы: «Вот дом печали, где люди похоронены заживо. Здесь испытывается истинная дружба и познается мера ненависти врагов». 129. О СЛАБОМ ВРАГЕ И СИЛЬНОМ ДРУГЕ Мудрец сказал: — Слабого врага рассматривай как сильного. Не спускай с него глаз и остерегайся его. Сильного друга рассматривай как слабого. Помни, что всецело положившись на его поддержку, ты можешь оказаться битым врагом, равным тебе по силе.
...
Читать дальше »
|
174. ТОРЖЕСТВУЕТ ДОБРОДЕТЕЛЬ Один из отцов говаривал: — Юные отшельники в начале своей деятельности совершают хорошие поступки только ради пустой славы. Но с течением времени добродетель незаметно берет верх и побуждает их трудиться ради славы божественной. 175. ЧТОБЫ СБИТЬ СПЕСЬ… Другой сказал: — Когда бог — слава его милости! — увидел, что отцы церкви очень уж возгордились, он направил их к маленьким людям, которые были вполне добродетельны благодаря своему труду. Он послал к ним этих гордецов, дабы немного сбить с них спесь. Антония он послал к сапожнику, Макара — к двум простым женщинам, Пафнутия — к музыканту, а двух других отшельников — к пастуху. 176. ЖИЗНЕННЫЙ ИДЕАЛ Честному человеку, который вел светский образ жизни, бог сказал: — Беги от людей, и тогда ты будешь жить по-настоящему. Он намекал, что ему следует уйти в пустыню.
...
Читать дальше »
|
212. ЗЛОСЧАСТНАЯ СУДЬБА — Кто глава вашего племени? — спросили одного почтенного человека. — Злосчастная судьба внушила моим соплеменникам мысль сделать меня своим главою, — ответил он. 213. МОЛЬ Один мудрец сказал: — Членов семьи можно уподобить моли, пожирающей имущество человека. 214. ТАК СОБЛЮДАЕТСЯ РАВНОВЕСИЕ — Почему в твоих владениях всегда царит спокойствие? — спросили одного правителя. Он ответил: — В то время, когда я витаю в облаках, мои помощники находятся на земле, а когда они витают в облаках, я нахожусь на земле. Когда я гневаюсь, они меня успокаивают, а когда они сердятся, я их умиротворяю. 215. ПРЕДЕЛ МУДРОСТИ Спросили одного из мудрецов: — До какой степени ты развил свой ум? — До такой степени, что я теперь никому не верю и ни на кого не надеюсь, — ответил му
...
Читать дальше »
|
252. НЕ СТЕСНЯЙСЯ СПРАШИВАТЬ Один ученый сказал: — В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем неясным вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными. 253. ОТКРОВЕННОСТЬ — ВСЕГО ЛУЧШЕ Некто рассказал про своего учителя, что однажды тому было задано более пятидесяти вопросов, на которые он без малейшего смущения отказался ответить, ссылаясь на незнание. «Не знаю», — говорил он, даже когда знал, но в чем-то сомневался. У него было обыкновение отвечать только на те вопросы, в которых он безукоризненно разбирался. 254. НЕМНОГО, НО ОСНОВАТЕЛЬНО Один ученый говорил: — Я знаю немного, но то, что знаю, — знаю в совершенстве.
|
271. МЕСТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ Некий отшельник находился в мечети вместе с правителем данной местности. И сказал ему правитель: — Попроси у меня то, в чем ты нуждаешься, — и ты не получишь отказа. — В божьем доме просить следует только у бога, — ответил отшельник. 272. ОГОНЬ ГЕЕННЫ Один отшельник сказал: — Погаси огонь своего гнева, вспомнив об огне геенны. 273. ОТШЕЛЬНИК И ГРЕШНИКИ Отшельник угрожал грешникам тяжкими карами. Тогда сказали ему грешники: — Бог милостив и любвеобилен. Зачем ты нас пугаешь? — Он милостив и любвеобилен только к праведным людям, — ответил отшельник. 274. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО Другой отшельник сказал: — То, что наш мир является миром скорби и бесчестия, можно заключить хотя бы, из того, что нет на земле ни одного человека, который не стремился бы по
...
Читать дальше »
|
325. ЧТОБЫ СТАТЬ ПРИДВОРНЫМ ВРАЧОМ… Рассказывают, что Арташир, царь персидский, не принимал в услужение врача до тех пор, пока этого врача не ужалит ехидна. И только в том случае, если врач был в состоянии полностью себя вылечить, Арташир брал его на службу и назначал ему содержание. 326. ОТЧЕГО ОН ЗАБОЛЕЛ Больной, жалуясь врачу на расстройство желудка, говорил: — Я ел только цыплят… Врач ему ответил: — Не следовало тебе съедать больше одного цыпленка. Больной возразил: — Каждому известно, что цыплята не могут повредить желудку. Врач ему ответил: — Человек, который напялил на себя десять шелковых рубашек, может считать, что на нем толстый плащ. Человек, съевший зараз десять цыплят, может считать, что он съел целого ягненка. 327. КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РОБОСТЬ К врачу обратился человек с жалобой на то, что он робеет перед ж
...
Читать дальше »
|
369. ЛИСА И ЛЬВИЦА Лиса похвалялась перед львицей своим многочисленным выводком. — Посмотри, сколько у меня лисят! И ежегодно нарождаются новые. А у тебя что? Только один детеныш… — Но зато это лев, — ответила львица. 370. НОГИ ВЫРУЧАЮТ То ли газель, то ли лиса говаривала: — Я легко обгоняю любую гончую. Если бы это было не так, то я не могла бы, когда меня преследуют, оборачиваться и смотреть на бородатых охотников, которые шумят, суетятся, упрекают друг друга. Их скудоумие меня лишь смешит, ибо ни одной собаке меня никогда не догнать. 371. «ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ» Волк, лиса и лев решили охотиться сообща. Дела пошли у них хорошо — они поймали козу, оленя и зайца. — Дели добычу, — обратился лев к волку. — Только по справедливости. — Хорошо, — согласился волк. — Козу, я полагаю, надо отдать тебе, зайца — лисе, а себе я возьму оленя.
...
Читать дальше »
|
386. СИЛА ЗЕМЛИ Один правитель увидел во сне, как другой, враждебный правитель бросил его наземь. И собрал он всех своих мудрецов и поведал об этом сне. Один из мудрецов, самый искусный толкователь снов, сказал: — Твой сон означает следующее. Ты будешь воевать с этим правителем, и ты его победишь. Ибо то, что тебе снилось, будто ты на земле, означает, что земля тебя поддерживает, она близка тебе, в то время как твой противник находится над тобой, спиною к далекому небу. 387. ДУРНЫЕ ПРИМЕТЫ Один правитель направил посла к другому правителю, с которым враждовал. Когда этот посол вернулся, правитель спросил его: — В каком положении ты его застал? Ответил посол: — Он сидел на ступеньке, а ноги его были опущены в воду. И сказал правитель: — Поистине, он будет властвовать над нами и отнимет моих жен и дочерей, ибо ступенька лестницы символизирует власть, а ноги, опу
...
Читать дальше »
|
413. ДОБРОМ ЗА ЗЛО Какой-то поэт исподтишка поругивал царя. Он говорил о нем следующее: — Я раскаиваюсь, что раньше хвалил нашего царя. Случилось это потому, что я был опьянен вином из его бокалов. В бокалах этих сокрыто большое зло. И на этом зле держатся стены царского дворца. Дошли до царя слухи об этих дерзких словах, но он не воспылал гневом и даже не огорчился. Царь послал поэту тысячу динаров и велел передать следующее: — Теперь ты имеешь достаточно денег для пропитания — и нет нужды тебе проникать в стены моего дворца и подвергать себя опасности пострадать от зла, заключенного в моих бокалах. 414. ЧРЕЗМЕРНАЯ ДЕЛИКАТНОСТЬ Жена одного щедрого человека как-то сказала ему: — Я не встречала более неблагодарных людей, чем твои братья. Когда твои дела идут хорошо, они тут как тут, когда же тебя постигает неудача, они тотчас удаляются. Муж ей ответил: — Это пр
...
Читать дальше »
|
429. ПОЭТ И СКРЯГА Поэт спросил у скряги: — Почему ты ни разу не пригласил меня к себе на трапезу? Скряга ответил: — Потому что ты очень быстро жуешь и мгновенно проглатываешь пищу. Не успеешь съесть один кусок, как уж хватаешь второй… На это поэт ответил: — А ты, вероятно, хотел бы, чтобы я после каждого куска рассыпался в похвалах, а затем лишь брался за следующий? 430. КАК СКРЯГА ИСПОЛЬЗОВАЛ ГРАММАТИКУ Когда скряга обедал вместе со своей женой, к ним в дом вошел человек. — Милости просим! Что скажешь хорошего? — спросили они его. — Эштарит, — ответил вошедший. Услышав это, скряга сказал жене: — Он, вероятно, хотел сказать «эштрит» — это же слово, но с другими гласными. Но он не знает правил грамматики… Мы не будем заставлять его кушать, когда он сыт. Он может еще испортить желудок и потом будет на нас в претензии, зачем мы его насильно кормили
...
Читать дальше »
|
469. РАЗГОВОР С ЦИРЮЛЬНИКОМ Какой-то ремесленник пришел к цирюльнику и сказал ему: — Побрей мне голову, да смотри хорошенько наточи бритву! И, пожалуйста, не задень моих ушей, не порежь их. Выбрей чисто, не оставь ни волосинки! Цирюльник ему ответил: — Много же приказаний ты дал мне зараз! Поверь, что, после того как я побрею твою голову, всякому, кто увидит ее, захочется смазать тебя по шее! 470. БЕЗУПРЕЧНЫЕ СВИДЕТЕЛИ Некий ткач пришел к судье и спросил его: — Если случится так, что у людей будет надобность в моих свидетельских показаниях и они попросят меня явиться в суд и засвидетельствовать какой-нибудь факт, примешь ли ты мои показания? Судья ему ответил: — Да, приму, если они будут сопровождаться показаниями трех безупречных свидетелей. Тогда этот ткач сказал: — Что ж, придется, значит, предварительно договориться с ними об их показаниях, а затем
...
Читать дальше »
|
487. РЕЗОННОЕ ЗАМЕЧАНИЕ У одного шута спросили: — Почему петух, просыпаясь по утрам, поднимает одну ногу? Он ответил: — Потому что петух упал бы, если бы поднял сразу обе ноги. 488. КТО БОЛЬШЕ ВСЕХ ДОСТОИН РАЯ Другой шут сказал: — Если в рай прежде всего попадают мученики, дабы почить там, как было сказано нашим господом через апостола Матфея, то никто не войдет в рай раньше кифары, ибо много приходится терпеть ей, много испытаний выносит она. Ее горлышко всегда сдавлено, ее ушко скручено, по животу ее бьют, а когда кифара стареет — ее бросают в огонь. 489. ПЕРЕСТАРАЛСЯ — Когда я был еще маленьким, — рассказывал некий шут, — и учился актерскому ремеслу, мой наставник, бывало, говаривал: «Смотри, учись, как смешить людей, делая противоположное тому, что они просят. Например, когда тебе скажут: „уйди!“ — оставайся, а когда скажут:
...
Читать дальше »
|
533. КТО ЖЕ СКОНЧАЛСЯ? Рассказывают такую историю: Однажды дурак узнал о смерти одного из своих знакомых. Повстречав его брата, он спросил: — Кто же скончался — ты или твой брат? 534. ПОЧЕМУ ОН ПЕРЕДУМАЛ Когда у одного дурака умер сын, он страшно горевал и хотел даже покончить с собой. Но посоветовавшись со своим другом, передумал. — Если я совершу самоубийство, наш правитель изведет меня своими насмешками, — сказал он. 535. СОМНИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК Жена упрекала своего мужа: — Твоя длинная борода — свидетельство твоей глупости. — Не упрекай меня, — ответил он, — дабы и с тобой не случилось того, в чем ты меня упрекаешь. Этим он хотел сказать, что если длинная борода — признак глупости, то и у нее может вырасти длинная борода. 536. ОН ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ У одного родился сын. И когда
...
Читать дальше »
|
621. ДЬЯВОЛ ПРЕДПОЧЕЛ БЫ ТЕБЯ Рассказывают, что один из одержимых, увидев очень тучного знатного человека, сказал ему: — О ты, свиная туша! Если бы дьявол, который сидит во мне, жил бы во времена Христа, он не оставил бы тебя и не вселился бы в меня! 622. НИ КОРНЯ, НИ СТВОЛА Знатный человек спросил у помешанного: — Знаешь ли ты меня? Тот ответил: — Да, знаю, так же как и твоего брата. Тогда знатный спросил: — А кто мой брат? Тот ответил. — И ты, и твой брат, и тот, кто на него похож, не имеете ни корня, ни ствола. Этим он намекал на его неблагородное происхождение. 623. «ПРИДУ В ПРАЗДНИК» Умалишенный пришел к знатному человеку, и тот подал ему кусок хлеба. Отказавшись от подаяния, умалишенный сказал, покидая дом: — Приду к вам в праздник, тогда, может быть, найдется для меня и мясо.
...
Читать дальше »
|
653. НЕ ГОРЮЙ! Когда у одного украли деньги, люди его успокаивали: — Не горюй! В судный день, при воскрешении из мертвых, тебе вернут их из имущества того, кто у тебя их украл. — Конечно, вернут, в этом я не сомневаюсь, — ответил потерпевший, — но уж очень долго ждать, а пока я лишился всего, что имел. 654. КТО НАСТАВЛЯЕТ ВОРА Одному, у которого была совершена кража, люди говорили: — Уповай на бога и его святое евангелие — они тебе помогут найти вора. Тот им ответил: — Если бы вор прислушался к совету евангелия, он бы не только обокрал меня, но и погубил. Ведь наш господь бог сказал, что вор приходит не только воровать, но и убивать и губить. Сможет ли тот, который так наставляет вора, найти и разоблачить его? 655. НЕРАЗУМНАЯ ПРОСЬБА Когда грабители снимали с прохожего одежду, тот сказал им: — Оставьте на мне мою одежду,
...
Читать дальше »
|
667. ОТРЕЗАННАЯ БОРОДА Рассказывают об одном мудреце: он был так талантлив, что всю математическую науку изучил и усвоил за один год. Но впоследствии он все позабыл, и память его настолько ослабла, что однажды, решив слегка подстричь свою бороду, он отхватил ее целиком. Это произошло потому, что, взявшись рукой за бороду, он провел бритвой не ниже своей руки, как хотел, а выше ее. И пришлось ему целый год сидеть дома, дожидаться, пока отрастет борода. 668. НЕ УЙТИ ОТ НАКАЗАНИЯ Рассказывают, что однажды была найдена еврейская рукопись, в которой было написано, что, вскоре после того как пророк Исайя был казнен — распилен на части, — некий странник заночевал в одном доме. И сказал этот странник хозяину дома: — Не думай, что бог простит убийц пророка. Он отплатит им на том свете. Сказал ему хозяин дома: — Я был одним из тех, кто держал в руках пилу. И когда они так беседовали между с
...
Читать дальше »
|
678. МЯГКИЕ ВОЛОСЫ… Мягкие волосы — признак робости, жесткие волосы — признак силы. Вот пример. Известно, что у верблюда, у зайца и у ягненка мягкие волосы, а у льва и кабана — жесткие. То же можно сказать и о пернатых. Обилие растительности на животе свидетельствует о страстности натуры. Это установлено из наблюдений за птицами. 679. ПРИЗНАКИ РЕШИТЕЛЬНОСТИ Жесткие волосы, высокий рост, большой живот, широкие плечи, выдающийся затылок, мясистая грудь, узкие бедра, красноватые, сухие глаза, длинный и узкий лоб — признаки решительности, сильной воли, властности. Противоположные же признаки характеризуют безвольного и робкого человека. 680. ПРИЗНАКИ ДОБРОТЫ Расслабленные мышцы, средняя упитанность тела, склонность жестикулировать, мягкость кожи — все это признаки доброго, неиспорченного человека. 681. МЯСИСТЫЙ ЗАТЫЛОК… <
...
Читать дальше »
|
Возможно, что, вникая в содержание этих разнообразных историй, которые я собрал и расположил по порядку в этой книге, ты найдешь среди них какой-нибудь рассказ, недостаточно нравственный. Возможно, ты найдешь и такие истории, которые не могли произойти в монастыре и даже не могли быть там рассказаны. Вероятно, ты начнешь упрекать меня, выражая свое недовольство. Не делай этого! В храме мудрости все годится и ничто не отвергается из того, что изощряет ум, просвещает нравы, утешает и отвлекает мысли от горя и недугов. В большом хозяйстве в ходу не только серебряные и золотые сосуды, но даже сосуды, сделанные из тыквы. И так же, как истинно учение апостолов о том, что постоянно следует просветлять свое сердце и изощрять свой разум, верно и то, что нет здесь ни одного малозначительного или глупого рассказа, из которого нельзя было бы извлечь пользу, добравшись до его смысла.
|
|