08:16 Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. 2.2. ПИТАНИЕ. |
В.Леви Проблем, связанных с питанием, множество. Проблемы эти совсем не просты, а поиск правильных решений весьма затруднителен – уж слишком велико количество специалистов, точно знающих, как нужно питаться. ... Но, коли речь зашла о еде – тут уж каждый три раза в день проводит над своим организмом эксперименты. А поскольку практический опыт большой, то как им не поделиться – вот и появляются на свет многочисленные трактаты о правилах питания, о совместимости продуктов, о том, как отдавать врагам ужин, о пользе сыроедения, о спасительности голодания и т.д. и т.п. Многочисленные «теории еды» - вегетарианство, раздельное питание и др. – удивительным образом напоминают религиозные трактаты, в которых ангелы, грешники и праведники заменены белками, жирами, углеводами, шлаками и калориями. «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса...», а кто в ферменты, кишечные соки и вышеупомянутые белки с углеводами – тут уж ничего не поделаешь. Человек существо внушаемое, и если очень внушить себе, что надобно именно так, то поможет обязательно и жить станет веселей. Принципиально важно тем не менее другое – любые взрослые дяди и тети вправе сами с учетом своих личных взглядов и материальных возможностей решать – что, когда, вместе с чем, вместо чего и в каких количествах следует употреблять в пищу. Но дети! Как быть с ними? Ребенок ведь не виноват в том, что его отец решил на досуге овладеть правилами «рационального питания», он (ребенок) не может питаться самостоятельно – жевать и глотать может, но добывать продукты никак. Отсюда важный вывод: любые эксперименты с питанием следует проводить на себе. Использовать собственных детей в качестве подопытных кроликов – жестоко и неэтично. Но кто носитель Истины? Кто точно знает – когда, что, в каких количествах? Наверное, никто. Никто не может быть однозначно убежден в своей правоте, но есть вполне определенный резон в том, чтобы попытаться ввести некоторые рамки, сузить диапазон экспериментов, если уж не научить «правильности», то подсказать – чего уж точно делать нельзя. Было бы неплохо попытаться найти некоторые критерии, позволяющие ответить на вопросы про хорошо и плохо. Поэтому предпримем некоторые рассуждения. Итак, человек как биологический вид существует многие тысячелетия. За эти тысячелетия он не только выжил, но и стал «царем природы» - скорее всего потому, что следовал законам Природы. Логично предположить следующее: если питание человека как биологического вида сопровождается возникновением определенных проблем, то такие проблемы являются для человека естественными, а значит, существуют природные механизмы, позволяющие эти проблемы решать. Проиллюстрируем это положение двумя простенькими примерами. - Приходилось ли человеку голодать? Конечно да, как, впрочем, и любому другому биологическому виду (зайцу, волку, карасю, оленю) из тех, что существуют в живой природе в настоящее время. Вывод: голодание для человека естественно. Можно рассуждать о чувстве меры, можно обосновывать рациональность голодания рассуждениями о выведении шлаков, но природная целесообразность явно существует. - Вегетарианство. Ели или не ели рыбу и мясо наши предки? С точки зрения автора книги, очень даже ели. А некоторые народы вообще не ели ничего, кроме рыбы и мяса – например, эскимосы. Вывод: вегетарианство, может быть, и хорошо, но, с точки зрения Природы, оно естественным не является. Становится понятным, что если по каким-то причинам ребенок остается без еды, то естественные (эволюционные, физиологические) механизмы адаптации не дадут ему пропасть. Но отсутствие в рационе белков животного происхождения неминуемо приведет к нарушениям роста и развития, поскольку вышеупомянутых механизмов адаптации к такому варианту питания не существует. Приступая наконец к конкретным рекомендациям, подчеркнем, что в необъятной теме следует, во-первых, выделить три основных направления: а) питание детей раннего возраста; б) питание здоровых детей и в) взаимосвязь питания и болезней. Во-вторых, отметим, что наша задача состоит вовсе не в том, чтобы дать ответы на частные, тактические вопросы – как варить овсяную кашу и как кормить ребенка, заболевшего вирусным гепатитом. Наша цель – общая стратегия – формулировка принципов – чего нельзя, что хорошо, что плохо, а что и вовсе не имеет значения. ... Поговорим о детях, вышедших из младенчества и дошедших до «общего стола» - о тех, кто ест все или почти все из того, что едят взрослые. Принципиально важный момент: питание ребенка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом жизни взрослых. Мудрый совет «не делать культа из еды» применительно к детям особенно актуален. 2.2.1. Аппетит. Самая «волнующая» тема, имеющая тем не менее самую прямую и самую тесную связь с достатком семьи. По большому счету, аппетит – стремление к приему пищи – является эквивалентом затраченной ребенком энергии. На что тратит энергию ребенок? На рост и развитие, на двигательную активность, на поддержание температуры тела. Много ли может потратить энергии умный, начитанный и всегда тепло одетый ребенок, который вместо активных игр на свежем воздухе изучает иностранный язык? Вопрос риторический, да вот только очевидность ответа не способствует почему-то принятию адекватных решений. Сплошь и рядом отсутствие у ребенка аппетита – признак лени или занятости его родителей. В любом случае мобилизовать всю семью и с песнями, танцами, уговорами и обещаниями подарков накормить несчастное голодающее дитя гораздо легче и проще, чем провести полдня на свежем воздухе. В целом наличие аппетита – свидетельство готовности организма к тому, чтобы принятую пищу должным образом усвоить, а, следовательно, еда помимо воли – не имеет особого смысла. 2.2.2. Кормление по часам. ... Короче говоря, на нормального современного ребенка воздействует множество факторов, каждый из которых может повлиять на аппетит. Похоже, вывод однозначен – кормление не по часам, а по аппетиту, но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Не просто, прежде всего, потому, что произнесенная ребенком фраза «кушать хочу» в тысячах семей однозначно воспринимается как призыв к немедленному действию – дитя голодное!!! Но кормление по аппетиту никоим образом не должно превращать родителей и всяких других бабушек в жертв. Проблемы здесь больше педагогические, чем медицинские. Если ребенок отказался от еды, то еду он должен получить не тогда, когда захочет, а тогда, когда у мамы появится время для кормления. И нет ничего страшного в том, что дитя подождет. Пришел из школы и есть отказался, а через час захотел – ну что ж, подождет еще часик, пока папа придет с работы. Короче говоря, проблемы кормления в определенное время не существует. Есть лишь два принципиально значимых фактора: 1. Аппетит и 2. Наличие готовой еды. И если еда есть, а аппетита нет, то не следует насиловать ребенка. Главное вовремя ему объяснить, что наличие аппетита вовсе не повод для того, чтобы взрослые, забыв про все дела, бросались на кухню. Кстати, совпадение пунктов 1 и 2 вполне может рассматриваться как основной критерий отсутствия в семье проблем с питанием ребенка. 2.2.3. Это хочу, это не хочу. Обозначенная тема в 99 % случаев имеет в своей основе педагогические проблемы. Голодный человек ест то, что дают. Да, для большинства людей жареная картошка лучше, чем перловая каша. Но когда с раннего возраста родители положительно реагируют на детские требования, ситуация очень быстро заходит в тупик. Если с помощью криков и воплей ребенок может получить не то, что дают, а то, что хочется именно ему – это вовсе не медицинская проблема. Любовь к детям никоим образом не должна способствовать формированию эгоизма и чувства собственной исключительности. Абсолютно недопустимо такое положение вещей, когда глупые папа и мама глотают суп, а умный Петя ест куриные котлеты. Интересно, что сама мама, комментируя сложившуюся ситуацию, говорит сыночку: «Бедная твоя жена, и как она будет тебя кормить?» Так, может быть, есть определенный смысл в том, чтобы не создавать детям проблем в будущем? 2.2.4. Кормление в промежутках между кормлениями. Явление удивительно частое. Яблочко, конфетка, печеньице и т.д. С медицинских позиций вредно, хотя бы потому, что слюна – основной нейтрализатор микробов, попадающих в полость рта. Непрекращающийся процесс поглощения пищи не только уподобляет ребенка жвачным животным, но и может способствовать возникновению таких болезней, как, например, хронический тонзиллит. Речь, кстати, вовсе не идет о жевательных резинках, которые к еде никакого отношения не имеют. Таким образом, еда в промежутках между кормлениями недопустима в двух случаях: 1. Наличие проблем с аппетитом; 2. Присутствие хронических инфекций в ротоглотке. 2.2.6. Первое блюдо. Мнение «раз в день надобно горяченькое и жидкое» довольно популярно. Ежедневное употребление супов и борщей абсолютно не принято в десятках стран мира. Первое блюдо – с медицинских позиций – вовсе не обязательно. Употреблять или нет – дело вкусов и привычек Вашей семьи; немаловажную роль играет при этом материальное положение и наличие свободного времени – наварить на три дня суп не очень сложно и не очень дорого. 2.2.7. Питание и болезни. ... Диетотерапия нашей темой не является. Нас интересуют вопросы наиболее общие, наиболее типичные. А наиболее типичная ситуация состоит в том, что у девочки Светы начался насморк и она категорически отказывается от еды. И именно отказ от еды воспринимается родителями как симптом трагический, представляющий собой заметно большую опасность, чем пресловутый насморк, с которого все и началось. Что же делать? Вопрос этот только на первый взгляд кажется сложным – общие рекомендации достаточно просты. Снижение аппетита – типичный признак почти любого заболевания. С точки зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды отказывается, то, значит, его организм не испытывает потребности в пище, а следовательно, и ребенка, и организм нужно оставить в покое. Но действовать таким образом очень тяжело, поскольку количество здоровья принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку – «мало каши ел»). Ну а поскольку при болезнях здоровья стало меньше, то напрашивается вывод о том, что еды надо больше. На самом же деле, заболевшему ребенку часто бывает не до еды. Один из важнейших органов, обеспечивающих процесс пищеварения, - печень. И она же, во-первых, синтезирует вещества, нейтрализующие вирусы и бактерии, а во-вторых, обезвреживает яды (токсины бактерий, распавшиеся клетки), образующиеся в организме. Естественно, что нормальный организм стремится освободить печень от дел, с которыми можно подождать (процесс пищеварения), и нагрузить ее работой более неотложной (борьба с возбудителями инфекций). Отсюда важнейший вывод: чем больше еды напихают (извините, но другого слова (более приличного) мне подобрать не удалось) в больного ребенка любящие родственники, тем дольше и тем тяжелее он будет болеть. Кстати, отношение родителей к тому, как надо ребенка кормить, во многом помогает ответить на вопрос – почему любимые дети болеют чаще? Пришел мальчик Сережа из детского сада и говорит, «Я кушать не хочу». Скорее всего, в организм попал какой-то микроб и «умная» печень попросила центр аппетита в головном мозге оставить ее в покое, чтоб спокойно инфекцию нейтрализовать. Если бы к Сереже не приставали, он бы утром опять пошел в детский садик. Но массовый героизм семьи (чтение, пение, танцы, «за маму», «за соседа дядю Васю») позволили не дать несчастному мальчику умереть от голода. Утром сопливый и кашляющий Сережа остается дома, а мама вызывает участкового педиатра. Универсальные правила кормления заболевшего ребенка: 1. Руководствоваться, прежде всего, аппетитом. 2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы. 3. Кормить чаще, но давать меньше. 4. Во время болезни избегать экспериментов – никаких новых продуктов не использовать. 5. Отдавать предпочтение легкоусвояемой, нежирной, теплой, жидкой пище. |
|
Всего комментариев: 0 | |