Добо пожаловать, Гость!
"Ճանաչել զ`իմաստութիուն և զ`խրատ, իմանալ զ`բանս հանճարոյ"
Մեսրոպ Մաշտոց, 362 - 440 մ.թ

"Познать мудрость и наставление, понять изречение разума"
Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, 362 - 440 г. от Рождества Христова.
Главная » 2018 » Июль » 31 » Генри Габриэльян. ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1972 г. Предисловие.
17:55
Генри Габриэльян. ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1972 г. Предисловие.


Г. Г. ГАБРИЭЛЬЯН
ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «АЙАСТАН»
ЕРЕВАН
1972 г.



Предлагаемая работа представляет собой краткий очерк истории армянской философии от ее зарождения до наших дней; в ней, помимо анализа онтологических, гносеологических и логических учений армянских мыслителей, дается необходимое представление об их социологических взглядах. Автор рассматривает эту историю как историю борьбы материализма и идеализма, а, следовательно, как отражение классовой борьбы в области идеологии, и излагает ее на общем фоне истории армянского народа, развития его культуры.
Основное внимание в книге уделено критическому анализу прогрессивной армянской мысли, ее борьбе с реакционными течениями, а также выявлению особенностей развития философии, обусловленных своеобразием исторического пути, пройденного армянским народом.

ОТ АВТОРА


Армяне — один из народов с высокой философской культурой; наряду с передовыми народами мира они еще в древности переводили и распространяли труды крупнейших мыслителей античного периода. Собранные, в Хранилище древних рукописей при Совете Министров Армянской ССР (Матенадаране) манускрипты философских сочинений, в большинстве своем относящихся к древности, свидетельствуют как о большом интересе армян к этой науке, так и о проделанной ими в этой области самостоятельной работе.
Армянские мыслители пользовались широкой известностью не только на родине, но и за ее пределами, как, например, Паруйр Айказ (IV .в.) — в Римской империи, Давид Анахт (Непобедимый) (V—VI вв.)—в Греции и Закавказье, павликианские (VII в.) и тондракийские (IX в.) идеологи — в христианском мире, Левой Айказ (IX в.) и Григор Магистр (XI в.)—в Византийской империи, Симеон Джугаеци (XVII в.) — в Закавказье. Они стяжали себе такую славу, что сочинения их нередко использовались у соседних народов как учебные пособия по философским наукам. Армяне и сегодня находятся в ряду передовых народов Советского Союза. Несмотря на это, до установления советского строя в Армении история армянской философии не только не была написана, но даже не стала предметом особого исследования. Потерявшей свое национальное лицо армянской буржуазии история армянской философии была не нужна.
Рабочий класс, трудящийся народ—истинный наследник лучших ценностей прошлого, придя к власти, поставил в порядок дня вопрос о создании истории армянской философии. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 20—30-х гг. Они начались с исследования философских взглядов М. Налбандяна. В 40-х гг. вышел з свет ряд статей и брошюр, посвященных другим мыс-лителям и общественно-политическим деятелям.
Все это, будучи положительным явлением, тем не менее не было систематической историей, потребность в которой к тому времени уже ощущалась.
Некоторые исследователи полагали, что сначала следует писать монографические работы об отдельных авторах и лишь после этого заняться систематическим изложением истории. Это практически означало отказаться от идеи создания истории армянской философии, так как монографическим исследованиям не предвидится конца. Пришлось преодолеть сопротивление критики, объединив два упомянутых направления исследовательской работы, так как монография облегчает создание систематической истории, которая в свою очередь необходима, чтобы дать первой правильное направление. Результатом этого явилось создание истории армянской философии.
Предлагаемая вниманию читателя работа представляет собой краткий очерк упомянутой истории, который отличается от ранее изданной автором «Истории армянской философской мысли» (тт. 1—4, на арм. языке, Ереван, 1956—1965 гг.) не только краткостью изложения, но и некоторыми дополнениями, а в ряде мест—новой постановкой вопросов; в нем также уточняются многочисленные формулировки. Характеристики отдельных периодов истории даются сжато, так как о них можно прочесть в любом учебнике истории армянского народа; более подробно излагаются философские учения крупных мыслителей. Сказать, что этим все уже сделано — нельзя. В Матенадаране имеется большое количество неизученных рукописей, исследование которых, несомненно, приведет ко многим открытиям, обогащающим представленную нами историю, о которой многие исследователи еще будут писать книги.
Габриэльян Генри.
19 декабря 1967 г.
г. Ереван
Категория: Здоровая История - АРМЕНИЯ | Просмотров: 72 | Добавил: davidsarfx | Теги: габриэльян, Генри, армянская философия, Армения, армяне, генри габриэльян, философия, философ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar