Добо пожаловать, Гость!
"Ճանաչել զ`իմաստութիուն և զ`խրատ, իմանալ զ`բանս հանճարոյ"
Մեսրոպ Մաշտոց, 362 - 440 մ.թ

"Познать мудрость и наставление, понять изречение разума"
Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, 362 - 440 г. от Рождества Христова.
Главная » 2016 » Июнь » 14 » АВИЦЕННА. ТРАКТАТ ПО ГИГИЕНЕ. Статья первая.
15:14
АВИЦЕННА. ТРАКТАТ ПО ГИГИЕНЕ. Статья первая.
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ОШИБОК


Начиная [статью], я говорю: поскольку здоровье зависит от уравновешенности натуры [человека] и пропорциональности его сложения, как это уже разъяснено и определено в других книгах, на это следует обращать основное внимание.
Сохранение [здоровья обусловливается] уравновешением (1) [употребления] одних вещей и избежанием других.
К уравновешению вещей относятся: уравновешение воздуха, уравновешение пищи, уравновешение питья, уравновешение бодрствования, уравновешение сна, уравновешение телесных движений, уравновешение душевных движений (2), уравновешение покоя и отдыха, а также уравновешение того, что должно вывести [из организма] и что следует задержать [в нем].
Что касается вещей, которых надо избегать, это то, что вызывает ушибы, переломы, порезы, замораживание, ожоги и гниение. [Надо избегать] также того, что порождает смертельную дурную натуру, горячую или холодную, и того, что противостоит натуре [человека] по своему особому свойству.
Каждый из вышеперечисленных [факторов] представляет собой общий род, который состоит из видов, отличающихся друг от друга, и разрядов, различаемых по особому свойству.
Нам следует подробно разъяснить и перечислить случающиеся ошибки в каждой натуре и [указать], что противодействует каждой из этих [ошибок], причем мы должны изложить все это путем логического разделения.
Нашей целью в этой книге является, как было поручено нам, соблюдение краткости и стремление дать практические [советы] без изложения сущности теоретических [вопросов], а также воздержание от слов относительно того, что нами уже изложено достаточно и чему наши предшественники уже уделяли подобающее внимание. Поэтому мы не будем касаться того, чего следует избегать [людям], а займемся тем, что исправляет [уже допущенные ошибки].
Итак, приступим к перечислению разновидностей ошибок не путем расчленения их, а путем обобщения и классификации и изложим их в отдельных главах.

НАЧНЕМ С УРАВНОВЕШЕНИЯ ВОЗДУХА
Абу Али говорит: [слово] «воздух» в медицинских книгах употребляется в общем и частном смысле. В общем — это общий воздух, а в частном, например, [воздух] бани.
Следовательно, слово о бане входит в главу о воздухе. Однако мы начинаем сначала с общего воздуха и скажем, что уравновешение воздуха требует его уравновешения в отношении теплоты и холода, а также в отношении влажности, что необходимо в морских районах, и сухости — в степях, пустынях и горах; уравновешения перехода от теплоты к холоду или от холода к теплоте, например, осенью или при входе в баню; уравновешения [перехода] от зловония к благовонию и от благовония к зловонию; уравновешения [воздуха при переезде] с севера на юг и с юга на север и [при переходе] от натуры одного города к натуре другого города; далее, уравновешения [воздуха] при наличии в нем моревой гнилости: необходимо соблюдать осторожность при вдыхании такого воздуха; [следует учитывать] уравновешение [воздуха] в отношении запирания и движения, потому что застойный воздух из-за горячей гнилостности может перейти в состояние, похожее на холеру, хотя это и не является настоящей холерой, потому что холера возникает от других причин. [Такой застойный воздух] может способствовать возникновению пустынной холодной лихорадки.
Постоянно движущийся воздух также может вызвать разнообразные повреждения организма, о чем расскажем в другой главе. [Движущийся воздух] может переносить дурные пары и пыль с отдаленных мест в чистые жилища.

БАНЯ
Уравновешение бани состоит в следующем: уравновешение в ней воздуха и порядка вхождения в нее, чтобы оно не было внезапным; уравновешение воды в бане, она должна быть пресной, не очень горячей и не очень холодной; уравновешение времени пребывания в ней и порядка выхода из нее; уравновешение употребления массажа, растираний и купания в ней. Далее, следует избегать резких движений [в бане], полового сношения, [употребления] пищи и очень холодной на деле или очень горячей в потенции жидкости; [следует] уравновесить время вхождения [в баню]; нельзя входить в нее на пустой желудок или после переполнения, а также после вызывающих упадок сил факторов, например, после сильного движения, опорожнения путем кровопускания или послабления и частого полового сношения. Далее, не следует пользоваться баней просто так, а [следует] оставаться в ней достаточно долго и вспотеть, сидя в горячем месте.
Итак, мы вкратце сказали о воздухе и об уравновешении его.

УРАВНОВЕШЕНИЕ ПИЩИ
По количеству [пища может быть] больше или меньше, а по качеству — более горячей, более холодной, более сухой, более влажной; или очень слабой по консистенции, тогда она быстро подвергается гниению, как молоко и дождевая вода; сильной консистенции, как рис и сорго; или неприятной, как застарелый хлеб; или жирной, как очень жирные вещи; или зловонной, как вещи с изменяющейся жирностью; или острой на вкус, как лук и чеснок; или горькой, как горький миндаль; или кислой, как крепкий уксус; или липкой, как хариса (3) и рыба; или вяжущей, как джида, ююба и айва; или скользящей, как фалузадж (4) и аравийская камедь; или пучащей из-за влажности и сухости натур, как фасоль и плоды шелковицы; или пучащей из-за своей влаги и холодности, как кислое молоко.
Одна из разновидностей уравновешения относится к порядку [приема] пищи и сочетанию одной [пищи] с другой. Ошибки в таком уравновешении состоят в следующем: если за медленно перевариваемой [пищей] следует быстро перевариваемая, то последняя опережает ее в переваривании, но не может проникать дальше из-за того, что под ней находится медленно перевариваемая [пища]. Или если скользящую [пищу принять] перед медленно перевариваемой, или [принять] слабительное вместе, перед или после пищи, или сжимающие [вещества] после пищи, как айва, или задерживающие [пищу] в желудке вещи после пищи, например кориандр, или способствующие порче пищи вещи, как чеснок после капусты или сыр после молока, в таком случае первое из них быстро сгнивает, а второе — быстро свертывается. При сочетании [нескольких видов пищи] они подвержены порче либо из-за предрасположения к гниению, либо к застыванию, либо к задержке, либо
к спусканию, обусловливаемых скольжением, сжатием, послаблением и т. п. Другие разновидности порчи при сочетании [нескольких видов пищи) связаны с особыми свойствами последних.
Время приема пищи также относится к категории уравновешения пищи. Это означает, что вторую пищу следует принимать после того, как первая успела спуститься; принимать пищу лишь тогда, когда чувствуется естественный голод, а не случайный и болезненный [голод]. Надо есть тогда, когда из желудка вышел сок, в который может превратиться принимаемая пища. Например, [вредно] есть мед, если в желудке имеется желчь; или же [вредно есть] кислое молоко, если в желудке имеется слизь. Следует принимать пищу лишь после того, как будет завершено физическое упражнение, необходимое для усвоения принятой в предыдущий вечер пищи.
К видам уравновешения переваривания пищи относится соблюдение [порядка] движения и покоя, сна и бодрствования с тем, чтобы не трясти [пищу] постоянным движением и не оставить ее незрелой после переваривания постоянным покоем.
Бодрствование равносильно движению, а сон — покою. Сюда же относится внимание к душевному состоянию, как гнев, горе, радость и прочее. Ибо пища горячего качества при гневе вредна, пища сухого качества вредна при горе. Пища влажного качества при радости порождает крайность, т. е. обилие всех четырех соков. Вредна также холодная пища при сильном страхе и при сверхмерном удовольствии. Обильная пища вредна при покое, а незначительная — при движении.
Что касается напитков, то их уравновешение сходно с вышеуказанным.
Напитками называют воду, опьяняющие [жидкости], а также сгущенные соки и фруктовые напитки. Здесь мы также имеем в виду воду и другие [напитки].
Сначала поговорим о воде и скажем: уравновешение воды заключается либо в уравновешении ее количества, чтобы оно не было больше того, что следует, и меньше того, что следует, либо в [уравновешении] ее качества, чтобы она была жилкой, легкого веса, без запаха и вкуса, быстро поддающейся воздействию тепла и холода. Она должна быть речной, текущей по чистому и пресному грунту, быстротечной, далекой от своего истока, открытой для ветров и солнца. Если река большая, то это лучше. Такая вода имеет следующие преимущества: она вкусна, быстро проходит через устье желудка и области ложных ребер, а также быстро выделяется путем мочеиспускания и пота.
Если вода болотная, серная, купоросная, квасцовая, медная, с ярь-медянкой, или мышьяковая, или содержит силу других минералов, то она может породить различные заболевания.
Наилучшая из минеральных вод — железистая; сюда же примыкают воды с солями или с солоноватым и кислым вкусом.
К уравновешению [воды] относится также время [питья воды]: нельзя пить натощак, сразу после переполнения едой или после интенсивного движения, а также после чрезмерно разрыхляющих тело факторов, как половое сношение и баня; [нельзя пить воду также сразу] после причин, вызывающих чрезмерное возбуждение прирожденной теплоты, как гнев и радость.
Следует [пить воду] после разжижения пищи [в желудке] и когда возникает необходимость проводить ее дальше или при лечении острых болезней.
Что касается других напитков, [т. е. вина], то уравновешение их вещества относится к их количеству. Ибо увеличение их количества производит два противоположных действия: в телах с горячей [натурой] вызывает увеличение желчи или горячей крови, или согревает их, или порождает гниение, или заставляет течь их в глубину органов, а [в людях] с холодной натурой порождает холод и влажность, о чем будем говорить в последующем.
Что касается качества напитков, то для людей с горячей натурой они не должны быть слишком горькими и густыми, а для людей с холодной натурой [не должны быть] очень терпкими и жидкими. А для людей с уравновешенной натурой [напиток не должен быть] слишком горьким, густо окрашенным, отвратительным на вкус и иметь сильный запах; он должен иметь приемлемый запах, приятный вкус, быть легко глотаемым, не вызывать стягивания, горького и кислого вкуса.
Для людей с горячей [натурой] наиболее подходящим является белое жидкое вино, приготовленное из слегка кислого винограда. А для людей с холодной натурой — старое, чистое, красное, крепкое и ароматное [вино]. Для людей с уравновешенной натурой [подходит] уравновешенное [вино].
Смешанное [с водой вино] годится для людей с горячей и сухой натурой, оно вредно для тех, у кого слабые нервы и много влаги.
Что касается уравновешения времени приема напитков, то их не следует пить на пустой желудок, голодным, особенно людям с горячей и с сухой [натурой]; также не следует пить сразу после еды и особенно после острой пищи; при головной боли, сильном стесненном дыхании, в начале воспаления глаза, а также при трех видах простого изнурения, т. е. от переутомления, от натяжения и от травмы, или при сложных изнурениях. [Запрещается также пить] людям, у кого были состояния, обусловливающие разрыхление пор и рассеивание прирожденной теплоты. [Нельзя пить] на похмелье, ибо это вредно, хотя некоторые думают, что это полезно.

О ДВИЖЕНИИ
Сюда относятся движение при путешествии, движение при физическом упражнении и половом сношении. Хотя последнее следовало бы включить в главу об опорожнении, однако мы сочли необходимым говорить об этом здесь. Сюда же входит психическое движение. О движениях при путешествии мы написали отдельную статью, в которой об этом сказано с [подробными] разъяснениями.
Что касается движений, связанных с физическими упражнениями, то уравновешение их может относиться к их количеству, чтобы они не были слишком длительными и утомительными и не слишком малыми. С точки зрения качества — они не должны быть слишком интенсивными, ибо тогда они становятся похожими на длительное движение, хотя совершаются в короткое время; они не должны быть и слишком слабыми, что равносильно короткому, хотя и длятся [долго].
Что касается времени [упражнений], то следует заниматься ими после переваривания первой пищи во внутренностях и кишках и до второго приема пищи. Нельзя [заниматься] непосредственно после приема пиши и при переполненном [состоянии]. Нельзя также заниматься на чрезмерно тощий желудок, т. е. через продолжительный промежуток после еды, например, во время поста или после таких опорожнений, как понос, половое сношение, кровотечения из носа и других органов, изгнание мочи и вскрытие [гнойников].
Если возникает необходимость в сильном и вредном движении, то следует приступить к нему осторожно и постепенно.
Что касается движения при половом сношении, то оно не должно совершаться на пустой желудок, тогда это возбуждает желчь и другое, о чем будет сказано позже. Не следует также совершать его на чересчур переполненный [желудок] или после кровопускания, послабления, утомительного движения, лихорадки, обморока, слабости в любой форме, после недозрелой и трудноперевариваемой пищи, а также при хронических болезнях почек, таких, как каменная болезнь, недержание мочи, жжение при мочеиспускании или затруднение мочеиспускания и диабитис (5). А также при болях в суставах, например подагра, ишиас и тому подобное, при повреждениях чувств и движений, например онемение и паралич, а также при воспалении глаза и слабости слуха, или когда естеству трудно семяиспускание, или при отсутствии полового влечения, по самопринуждению без истинного желания.
[Следует воздержаться от полового сношения] лицам с сухой натурой, в особенности имеющим и холодную натуру, или лицам с холодными половыми органами или худой внешностью, а также тем, у кого основные органы слабы при создании. Отказаться от полового сношения привыкшим к этому также является вредным, если у человека имеется сильное влечение и желание к этому после перерыва половой связи; особенно это вредно тем, кто ведет праздный образ жизни и обладает тучным телом и полнокровен.
О душевных [т. е. психических движениях] будем говорить после [беседы] о сне и бодрствовании.

О СНЕ И БОДРСТВОВАНИИ
Виды уравновешения [сна и бодрствования] следующие: они должны иметь место в нужное время, а именно через промежуток времени, когда желудок почувствует облегчение от принятой пищи. Предполагаемая продолжительность сна в среднем около 12 часов, большая часть из которых отводится на ночное время, один или два часа — днем при условии приема пищи, если [человек] не принял пищу, то дневной сон ему не рекомендуется, за исключением особых причин для отдыха в силу утомления, сильного гнева, раздумья или горя.
Чрезмерная бессонница вредна, особенно для лиц худых и с горячей натурой. Чрезмерный сон также вреден, особенно для лиц с тучным и переполненным телом.
Что касается опорожнения или задержания [в теле различных выделений], то обычно к ним относятся кровопускание, послабление, вызов потовыделения и мочеиспускания, выделение семени, о последнем уже было сказано.
Кровопускание должно производиться по необходимости, в зависимости от возраста, привычки, природы и силы [больного], а также времени года. Оно не должно производиться после движения, при переполнении, вслед за половым сношением и любой переутомленности, за исключением [крайней] необходимости. Нельзя [производить кровопускание] также сразу после обильного питья воды или вина, возбуждающего соки, а также по мере возможности — при слабости сердца и желудка. Кровь надо выпускать в требуемом количестве в два или три приема в целях утоления болей, затем следует прибегать к покою, избегая сна. В случае нарушения этих [правил, организм] окажется предрасположенным к болезням, о которых будем говорить позже.
Кровопускание сверх необходимого количества быстро исцеляет причиняющий боль недуг независимо от того, какой материей он обусловлен, но [следует учитывать], что опора прирожденной теплоты зависит от крови, а опора жизни зависит от прирожденной теплоты, поэтому лучше быть осторожным и воздержаться от этого.
Послабление также следует производить, когда организм достаточно крепок, а также при необходимости. [Его следует производить] с помощью средств, выводящих преобладающий вредный сок, и с большим вниманием. После [послабления] и до него не рекомендуется сильное движение и половое сношение; после него нельзя пить много воды. Не следует также принимать [слабительные] при наличии в желудке обильной пищи; не следует также принимать пищу после [слабительного], пока не прекратится послабление. В этот день следует сильно облегчить пищу и питье и ограничиться самым малым количеством их.
К этой же главе относятся также меры, предпринимаемые в случае, когда принятое слабительное не вызывает послабления вовсе или вызывает послабление больше, чем необходимо.
Что касается рвоты, то когда она чрезмерно обильна, вызовет различные повреждения. Своевременный прием рвотных средств приносит большую пользу, для некоторых людей натощак, а для других после еды. Наиболее подходящее время для этого — зимний сезон.
Изгнание мочи не должно быть слишком чрезмерным и слишком малым. Также и потовыделение.
Категория: Здоровье - для Всех | Просмотров: 2211 | Добавил: davidsarfx | Теги: Абу Али ибн Синна, книга знания., Авиценна, трактат по гигиене, восточная медицина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar