Добо пожаловать, Гость!
"Ճանաչել զ`իմաստութիուն և զ`խրատ, իմանալ զ`բանս հանճարոյ"
Մեսրոպ Մաշտոց, 362 - 440 մ.թ

"Познать мудрость и наставление, понять изречение разума"
Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, 362 - 440 г. от Рождества Христова.
Главная » 2016 » Июнь » 14 » АВИЦЕННА. ТРАКТАТ ПО ГИГИЕНЕ. Статья четвертая.
14:52
АВИЦЕННА. ТРАКТАТ ПО ГИГИЕНЕ. Статья четвертая.
О ПИЩЕ


О ВРЕДЕ ПЕРЕЕДАНИЯ И ПЕРЕПОЛНЕНИЯ
Абу Али говорит: переедание вызывает уменьшение усвояемости избыточного вещества пищи и увеличивает сырые [соки], образует закупорки в проходах, истощает естественные силы, вызывает различные гнилостные лихорадки, астму, воспаление седалищного нерва, подагру и боли в суставах.
Меры устранения. Это — смягчение естества при помощи смягчающей и разрежающей пищи. Что касается лиц с холодной натурой, то им нужно принять, например, отвар из капусты и гороха, а лицам с горячей натурой — отвар свеклы, чечевицы, ячменя и яичный желток; все это употребляют продолжительное время. Человеку с горячей натурой следует пить розовый напиток и избегать напитков из сливы и тамаринда, так как последние увеличивают слабость желудка, приобретенную им от ранее принятой пищи.
Что касается людей с холодной натурой, то им следует лизать лекарственную кашку шахрийаран, или мулуки, или каммуни. После этого в течение одного-двух дней надо облегчить пищу, заниматься физическими упражнениями, если этому не предшествовали причины, вызывающие переполнение.
О вреде недоедания. Абу Али говорит: иногда многим людям приходится сильно голодать во время неурожая, путешествий, или в трудных обстоятельствах, или по причине болезни, и все это приводит к падению аппетита и сил, предрасполагая к худосочию и обмороку. У людей с холодной натурой иногда случается одна из разновидностей худосочия, называемого шайхухи (23).
Меры устранения. Абу Али говорит: такие люди не должны спешить есть до насыщения. Я был очевидцем того, как многие люди умерли после имевшего место в эти годы в Бухаре большого голода, потому что они [во время голода] в пищу употребляли различные травы, ибо не были в состоянии найти хлеба и мяса. Когда же все это подешевело, люди сразу стали есть помногу и умирали. Я рекомендовал многим соблюдать постепенность, и они выжили. Если у кого-либо случается подобное, ему следует сначала принимать смягчающую и сушащую пищу, как крылышки птиц, ячменная вода и другие, после чего понемногу употреблять обычную пищу. Между [приемами пищи] следует постоянно жевать ладан и возбуждать желудок введением в горло птичьего пера, не доводя дела до рвоты, а также делать легкий массаж подреберной области. Пищу следует принимать по частям, каждый раз понемногу. Такими мерами можно избавиться [от смерти].

О ВРЕДЕ ГОРЯЧЕЙ [ПО НАТУРЕ] ПИЩИ
Абу Али говорит: горячая пища бывает либо с легкой субстанцией, как чеснок, либо с тяжелой — как баклажан. То, что схоже с чесноком, больше всего вредит мозгу, и ему свойственно согревать кровь, принуждая ее сгнить.
[Питательные вещества] с тяжелой субстанцией больше вредят нижним органам; далее, они порождают черножелчную кровь и вредят печени ввиду противоположности [двух кровей]; они также вредят селезенке путем образования опухоли и тяжести и остальным органам в результате действия обоих факторов. Первый вид повреждения быстрее и легче поддается лечению, а второй вид повреждения поддается лечению медленнее и труднее.
Лечение. Первый вид [недугов] лечат при помощи того, что изменяет и переменяет натуру и гасит [тепло] и вместе с тем обладает небольшим отрывающим свойством, например сиканджубин; или того, что препятствует поднятию паров в мозг, — напиток из айвы, розы и ююбы.
Для лечения второго вида [недугов] следует употреблять то, что гасит [теплоту], раскрывает закупорки, отрывает [слизь] и отпускает естество. Наиболее подходящим в этом отношении является сиканджубин из семян и повилики. Иногда такое же действие оказывает жидкое белое вино.
Лицам, много употребляющим такую горячую и грубую пищу, следует немедля делать кровопускание и производить послабление при помощи лекарств, содержащих повилику.
К такой пище относятся баклажаны, верблюжье мясо, конина, ослиное мясо, сушеное мясо, соленая рыба и тому подобное.
Если не производить опорожнения, то могут возникнуть проказа, черный бахак (24), лишай, четырехдневная лихорадка, опухоли селезенки, различные виды падучей, почечуй, расширение вен, слоновая болезнь, «змеиная» или «лисья» болезнь, разъедающая [язва] и тому подобное.

О ВРЕДЕ ХОЛОДНОЙ [ПО НАТУРЕ] ПИЩИ
Абу Али говорит: холодная пища также делится на мягкую, как маш и ячменная вода, и на тяжелую с преобладанием влажности, как рыба, кислое молоко, и с преобладанием сухости, как чечевица и терпкая айва.
Легкая [холодная] пища не окажет большего воздействия, чем изменение натуры.
Влажно-тяжелая [пища] порождает сырую материю, после чего последуют паралич, паралич лица, дрожь, воспаление седалищного нерва, камни в почках и в мочевом пузыре, разного вида падучая, сакта и другие тому подобные болезни.
Сухо-тяжелая пища порождает неподвижную черную желчь, за которой последуют опухоли в селезенке, неподвижный [небурно растущий] рак, расширение вен и наваждения. Если такая [желчь] загнивает, то возникает то, о чем мы говорили ранее о тяжелой пище с горячей [натурой].
Лечение. Холодно-легкой пище противопоставляются средства, изменяющие натуру и мочегонные, как медовая вода, чистое вино и напиток из девясила высокого.
А при холодно-влажно-тяжелой пище следует добиваться скорейшего вывода ее из организма, то же самое и при сухой пище, за исключением тех случаев, когда требуется особое лечение. После тяжело-влажной пищи следует принимать каммуни и фалафили. Если они выходят медленно, следует принимать лекарство шахрийоран и лекарства из тамаринда.
А если человек чувствует, что его натура сама может противостоять этому, тогда следует полагаться на его природу. Затем в конечном счете можно употреблять медовую воду, сильный сиканджубин из семян, которые промывают остатки, очищают [желудок] и раскрывают закупорки. А вслед за сухой тяжелой пищей людям с не слишком горячей натурой следует принимать старое чистое вино, а для лиц с чересчур дурной горячей натурой — крепкий сиканджубин с повиликой и семенами. Вторая пища должна быть умеренно противостоящей [горячей натуре].

О ВРЕДЕ ПИЩИ СО СЛАБОЙ КОНСИСТЕНЦИЕЙ
Абу Али говорит: наши слова «со слабой консистенцией» означают такую [пищу], в которой влага с сухостью смешана слабо и она может отделиться. Потом ее влага легко переходит в ту натуру, с которой она встречается. Это, например, молоко, персики, абрикос, дыня и тому подобное, а также дождевая вода.
Особенностью этих веществ является их быстрое превращение. Если эти питательные вещества в желудке человека встречаются с желчью, то превращаются в нее, а если встречаются со слизью, то превращаются в слизь, и они быстро подвергаются гниению независимо от того, в какую материю они превратились, и за этим часто последует желчная или слизистая лихорадка.
Лечение. Если натура горячая, то следует принимать простой сиканджубин. А если натура холодная, то — сиканджубин из семян или медовую воду; в общем, [нужно употреблять] то, что отпускает естество. Если это окажется недостаточным, то следует стараться вызвать потовыделение или принять потогонные средства.

ПИША С ПЛОТНОЙ КОНСИСТЕНЦИЕЙ
Абу Али говорит: такая пища менее поддается перевариванию и превращению. Сюда относятся рис, сорго и им подобные, от них порождаются ветры, запор и боли во внутренностях ввиду их тяжести и болезни от сырой материи.
Лечение. При приеме такой пищи следует употреблять напитки: для людей с горячей натурой — легкое жидкое вино, очень разбавленную медовую воду; а для людей с холодной натурой — чистое вино и крепкий медовый напиток. Затем следует принимать [средства, способствующие] пищеварению и опусканию и скольжению ее вниз, как тамри с миндальным маслом и шахрийаран с оливковым маслом. Употребление масел преследует цель вызвать скольжение.

О ВРЕДЕ ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ ПИЩИ
Абу Али говорит: отвратительная по своей природе пища вызывает отвращение у естественных сил органов, в силу чего они недостаточно переваривают, удерживают, притягивают и выделяют, и таким образом возникают различные беспокоящие явления. Далее, отвратительность портит натуру устья желудка, также портит и аппетит.
Лечение. Следует вызывать либо рвоту, либо принять пищу, которую желает душа, будь она сладкой, кисло-сладкой или кислой — согласно аппетиту. Кисловато-сладкое имеет свойство устранения отвратительности.

О ВРЕДЕ ЖИРНОЙ ПИЩИ
Абу Али говорит: жирная пища ослабляет желудок, особенно его устье, закупоривает проходы и препятствует проходу пищи, однако она очень питательна.
Устранение ее вреда. После такой пищи следует принимать впитывающие и вяжущие вещества, как айва, или отрывающие, как уксус и сиканджубин; а также принимать меры к быстрейшему спусканию их, после чего употреблять очистители, как медовая вода и сиканджубин из семян; или дубители, как сыр, незрелый виноград и айва.

О ВРЕДЕ ЗЛОВОННОЙ ПИЩИ
Ее вред в быстром загнивании вместе с другими явлениями, изложенными в связи с жирной пищей.
Устранение ее вреда. Надо употреблять то, что сказано в разделе о жирной пище, приправленной китайской и цейлонской корицей и ароматными пряностями; камедь ферулы вонючей, если немного класть ее в пищу, устраняет зловонность последней.

О ВРЕДЕ ОСТРОЙ ПИЩИ
Сюда относятся чеснок и лук, они сжигают желудок, раздражают его устье, уменьшают четыре естественные силы и предрасполагают к образованию язв в кишечнике.
Устранение. После такой пищи следует принять противоположную им по вкусу пищу, например сладости; при сжигании — жирное. В устранении вредных воздействий [острых] вещей хорошо действуют такие безвкусные вещества, как крахмал и то, что из него приготовляют, а также портулак огородный, тыква, огурец и длинный огурец.
В противовес вышеуказанным веществам не следует применять уксус, так как он содействует усилению сжигающего действия [пищи].

ГОРЬКАЯ [ПИЩА]
Она противодействует натуре, аппетиту и природе, потому что такая [пища] очень далека от питательной субстанции. По мнению Галена, питательное вещество — это сладости. Иногда она вызывает судороги.
Устранение ее [вреда]. Это достигается употреблением сладостей, легкой жирной пищи, а также нюханьем и жеванием ароматических веществ.

КИСЛАЯ [ПИЩА]
Она вредит желудку и печени, поскольку делает их грубыми и удаляет влагу, находящуюся на поверхности нервов, а также сильно гасит [теплоту] и сжигает чувствительные силы, вызывает икоту, спазм и судороги.
Предотвращение и устранение ее [вреда]. Ей противодействует то, что склеивает, например, слизь из семян подорожника блошного, тыквы, аравийская камедь, крахмал и вареные сладости; или же то, что расслабляет, например, жирный бульон; или то, что приятно ощущению, например, подходящие натуре своим веществом, а не качеством мясные блюда. Полезно также питье масла очищенного миндаля с молоком.

ВРЕД ГРУБОЙ, ВЯЖУЩЕЙ ПИЩИ
[Она порождает] куландж (25) и впитывает прирожденные влаги.
Устранение [вреда]. Употребление блюд из сливы, абрикоса и ячменной воды с обильным маслом.

ВРЕД ПУЧАЩЕЙ [ПИЩИ]
[Она образует] куландж и головную боль, препятствует пищеварению, [обуславливает] вздутие, разрывы вен и артерий, шум и жужжание в ушах.
Устранение ее [вреда]. Жевание ладана и кумина, употребление футанаджи и каммуни. После них как можно меньше пить воду, а спустя четыре часа можно пить вино в умеренном количестве.

О ПРИЕМЕ БЫСТРОУСВОЯЕМОЙ ПИЩИ ПОСЛЕ ТРУДНОУСВОЯЕМОЙ

Если быстроусвояемую пищу принимать после медленноусвояемой, она переварится раньше последней, и когда переварится, ей следует устремиться в кишечник и выйти, однако она не находит пути туда, потому что трудноусвояемая пища находится под ней, следовательно, она задержится и вызовет гниение близлежащей пищи и в результате породит дурные соки и поднимет к мозгу вредные разрушительные пары.
Устранение. Лучше вызвать послабление при помощи некоторых из указанных доброкачественных слабительных, например сливы, ишрхушта, напитков и средств для лизания из фруктов — для лиц с горячей натурой; шахрийа-рана, мулуки и афсантини — для лиц с холодной натурой. Для этого имеется и другое лечение — рекомендуется принимать средства, замедляющие пищеварение по своему веществу, но оказывающие сильное действие, причем принимают в небольшом количестве, чтобы не вызвать переполнения, а лишь достичь лечебную цель. Это такие средства, как сухой кориандр, свежий сыр, терпкая айва, подорожник и портулак огородный.

[О ПРИЕМЕ] СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПИЩИ ПОСЛЕ МЕДЛЕННО ПЕРЕВАРИВАЕМОЙ
Если вслед [за трудноусвояемой пищей] принять быстроскользящую пищу, как, например, дыня, абрикосы, слива, ягоды шелковицы и другие вещества с незначительноной консистенцией, то они скользят и ускоряют спущение [медленно перевариваемой пищи], когда она еще не успела перевариться в желудке, в результате по масарике (26) в печень притягивается непереваренная и еще не превращенная пища, что, в свою очередь, приводит к образованию закупорок.
Устранение этого [вреда]. Либо способствуют быстрому выходу [пищи], либо употребляют задерживающие средства перед приемом упомянутых быстроскользящих или после них, если возможно; затем следует лечь на левый бок и поспать, после чего принять мочегонные и раскрывающие закупорки средства, например, вино и сиканджубин из семян или медовую воду в соответствии с состоянием организма, о чем шла речь раньше.

О ВРЕДЕ ВЫЖАТЫХ СОКОВ, ПРИНЯТЫХ ПОСЛЕ ПИЩИ
Абу Али говорит: по своему вреду они близки, с одной стороны, к скользящей пище, а с другой стороны, далеки от нее. Они похожи на нее тем, что ускоряют спускание жидкой и легкой пищи, а отличаются от нее тем, что замедляют опущение плотной пищи. Следовательно, они вредят и как скользящая [пища], и как вызывающая гниение.
Устранение [вреда их]. Употребление смягчающих и разрыхляющих средств, например, сливы, тамаринда, шир-хушта, блюд из сливы, нишука (27) и маша для лиц с Горячей натурой и с преобладанием теплоты, му луки и шахрийарана для лиц с холодной натурой. Для них лучше даже сахар-леденец и мед. После выхода [излишков] лечат средствами, открывающими закупорки и мочегонными, как было указано выше.

ДОЛГО ЗАДЕРЖИВАЮЩИЕСЯ В ЖЕЛУДКЕ ВЕЩЕСТВА
Это, например, кориандр. Они причиняют вред тем, что вызывают гниение.
Меры устранения. Они такие же, как было сказано в предыдущей главе о способствующих гниению.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ВЕЩЕСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ГНИЕНИЮ
Если вслед за такими веществами принять то, что помогает им, например чеснок вслед за капустой, то вред этого заключается в быстром загнивании.
Устранение. Надо принимать то, что гасит и отрывает, например, сиканджубин или кислое, как айвовый и яблочный сиропы, сироп из незрелого винограда.

О ТОМ, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЗАСТЫВАНИЮ
Это сыр, молоко и прием за ними уксуса; также сыр после яиц, айва после рыбы; их вред выражается в несварении желудка и куландже.
Лечение. [Надо принимать] отрывающие и растворяющие средства, например фанджийуш (28) и напиток из железного шлака, в конечном счете вызвать рвоту при помощи укропной воды, пока [пища] находится в желудке; а если она перешла в кишечник, следует принять шахрийаран, му-луки и тому подобные средства и вставить [в задний проход] слабительные свечки умеренной силы.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ ЗА ПИЩЕЙ
Это вредит в трех отношениях: первое — [переваривающая] сила, не успев освободиться от первой пищи, должна будет браться за вторую и переваривать ее, а это приводит к ослаблению этой [силы]; второе — переваренная [пища] смешивается с непереваренной и в таком виде проникает в сосуды и образует закупорки; третье — переваренная, смешиваясь с непереваренной, задерживается с ней, пока последняя не переварится, чтобы продвигаться вместе с ней, и таким образом они остаются [в желудке] дольше, чем это необходимо, и загнивают.
Устранение [его вреда]. Нет другой [меры], кроме рвоты, если этого нельзя, то — послабление. Затем очищение и промывание способами, указанными в других разделах; после чего длительный голод и сон, а после сна — физические упражнения.

О ТЕХ, КТО ПРИНИМАЕТ ПИЩУ, КОТОРАЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИМЕЮЩУЮСЯ В ЖЕЛУДКЕ МАТЕРИЮ
Это, например, употребление меда при наличии желчи [в желудке] и молока при наличии слизи. В таком случае лучше вызвать рвоту перед приемом пищи, чтобы не увеличилась дурная материя, в которую превращается принимаемая пища. Иначе возникают присущие этой [материи] заболевания, о чем было упомянуто.
Устранение. Следует вывести пищу рвотой или принять противоположное. Если материя эта — желчь, то пьют напиток из незрелого винограда, яблок и фаната, а также сиканджубин; из кушаний — длинный огурец, тыкву и портулак. В этом случае очень полезны семена подорожника блошного с сиканджубином. Затем, после переваривания пищи, следует принимать слабительные из сливы, тамаринда и нишука. Если материя — слизь, то следует пить чистое вино, медовую воду, сиканджубин из ревеня и джуваришн (29) из тмина. Затем, после пищеварения, следует произвести легкое послабление с помощью мулуки, порошков турбита с имбирем и ийараджем. При этом нельзя оставаться беспечным, ибо вред от него большой.

О ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
Излишки бывают либо от первого [переваривания] пищи, и они выводятся в виде кала и мочи; либо бывают от второй и третьей пищи, и это излишки, остающиеся в печени, желчном пузыре, селезенке, затем в венах и артериях, мышцах и суставах. Если их своевременно вывести, то тело остается без излишков. Излишки выводятся следующим образом: если они находятся вблизи кишечника, то их выводят с помощью слабительных, мочегонных и физическими упражнениями. Если они находятся в глубине организма, то — с помощью физических упражнений; умеренные слабительные, рвотные и мочегонные не помогают, разве только слабительные бывают более сильными, чем обычно. Одни лишь физические упражнения достаточны для двух целей: отпускают естество, выделяют мочу и пот тоже.
Если пища близка к перевариванию, но пока еще остается незрелой, то [физические упражнения] способствуют [пищеварению] путем усиления прирожденной теплоты. Физические упражнения — великое дело в сохранении здоровья.

ВРЕД ОТ НЕДОСТАТКА В ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
Прием пищи после переваривания ранее принятой пищи, но без применения физических упражнений причиняет больше вреда, чем впихивание пищи за пищей. Потому-то, когда пища поступает на [еще не переваренную) пищу, в большинстве случаев это вызывает тяжесть и в результате [все вместе] спускается вниз и выходит, и таким образом излишки и вредные последствия этого не проникают в глубь органов. Поэтому вполне возможно освободиться от задержавшихся в теле вредных [излишков] с помощью небольшого количества смягчающих естество средств.
Что же касается излишков, для устранения которых необходимы физические упражнения, то это те, которые далеко проникли в глубь органов.
Устранение этого. Если это случается часто и порождает растяжение, сильную боль и беспричинную усталость, а также боль в органах, то в соответствии со степенью ощущения этих явлений следует принимать сильные или умеренные слабительные.
Если это случается нечасто, то следует [лечить] голодом и физическими упражнениями умеренной силы. После этого применять мочегонные и смягчающие средства, как сиканджубин из семян или повилики или сиканджубин из семян, содержащий турбит с умеренным количеством китайской корицы.

ДВИЖЕНИЕ ПОСЛЕ ПРИЕМА ПИЩИ
Это портит пищу и вредит в трех отношениях: во-первых, оно сильно взбалтывает [пишу], благодаря чему она не прилегает к стенкам органов, которые охватывают ее, и в результате она не переваривается; во-вторых, естественная теплота распространяется к поверхности тела, а внутренние [органы] остаются холодными, и переваривающая сила теряет необходимую ей естественную теплоту; в-третьих, [движение] заставляет пищу спускаться вниз, когда она еще не успевает перевариться, и таким образом делает то, о чем было сказано выше.
Устранение. Надо всячески добиваться удаления этой пищи [из организма], затем промывать ее следы, как было указано в предыдущих главах.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПОКОЙ
Это вредно тем, что оставляет пищу в сыром состоянии, препятствует растворению вторичных и третичных излишков, запирает материю в суставах и мышцах и способствует ее застыванию в них.
Устранение этого явления достигается таким же путем, как и при отсутствии физических упражнений.
Что касается совпадения приема пищи с согревающими или охлаждающими душевными и физическими состояниями, то за этим пусть обращаются к тому, что нами уже было сказано.
Категория: Здоровье - для Всех | Просмотров: 2166 | Добавил: davidsarfx | Теги: восточная медицина, трактат по гигиене, Авиценна, книга знания., Абу Али ибн Синна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar